Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм детям
Автор: Гофман Татьяна   
04.01.2025 14:45

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. В. Гофман, воспитатель МАДОУ № 5, п. Черемухово

В настоящее время, современные родители пытаются развивать своих детей различными способами. Им важно, чтобы их ребенок умел читать, писать, считать. Однако в погоне за этим, очень часто упускается из виду формирование в личности человека и человеческих качеств.

Период дошкольного детства является таким периодом, в котором происходит становление ключевых личностных качеств, посредством которых развивается психологическая устойчивость, целеустремленность, морально-нравственные ориентиры и жизнеспособность ребенка в более зрелом возрасте. Именно в данном периоде формируются представления об окружающем мире, добре и зле, морали и нравственности, семейном укладе, прививается любовь к Родине, родной земле.

 

Процесс духовно-нравственного воспитания является сложным и длительным. Он требует много сил со стороны взрослых, как родителей, так и педагогов дошкольной образовательной организации. Данный процесс предполагаетвнутреннее изменение каждого участника воспитательного процесса. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы, основанное на базовых духовных и нравственных ценностях нашей страны.

Несмотря на то, что сейчас происходят глобальные изменения во многих сферах деятельности человека, тема патриотического воспитания будет актуальна всегда и в любое время. Так, В.В. Зеньковский говорил о том, что истинным патриотом можно стать только в том случае, если человек будет развиваться с традицией своего народа. И эта мысль нашла свое подтверждение в духовно-нравственном воспитании детей. Оно основывается на приобщении их к культурному наследию своего народа, воспитании бережного отношения к нему.

Говоря о патриотическом воспитании важно отметить, что это понятие достаточно емкое. Педагоги и родители могут с самого раннего детства сформировать у детей такие черты, которые помогут в будущем ему стать настоящим человеком и гражданином своей страны.

Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, любви к своей стране, своей Родине, готовности к выполнению своего гражданского долга.

Стоит отметить, что именно в дошкольном возрасте наиболее эффективно патриотическое воспитание. Потому что именно в этот период перед детьми открывается новый и интересный мир, они легко обучаемы, испытывают впечатления и их легко заинтересовать. Они приобретают знания, навыки, формируют способы поведения, которые являются фундаментом для становления их личности.

Образовательную деятельность по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо начинать с первого года обучения, на котором формируются чувства любви и привязанности к семье, детскому саду, улице, городу, бережного отношения к окружающей природе и всему живому.

Задача педагога при патриотическом воспитании детей–прививать любовь к Родине через познание традиций своего народа, семьи, поселка и т.п., потому что именно традиции играют важную роль в формировании личности. Под народными традициями принято понимать такие явления, которые представляют собой хранение и передачу убеждений, обычаев, уклада жизни. К таким традициям относятся праздники, народные игры, традиционная кухня, песни, былины, рассказы. Патриотическое воспитание, основывающееся на традиционной культуре, включает в себя:

  • Народные былины. Например, любовь к Родине, готовность стать защитником своей страны;
  • Летописи;
  • Русские сказки. Например, сказки о дружбе солдат, о богатырях;
  • Патриотические песни.

Так, например, читая детям сказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович», где главный герой является защитником и спасает людей, народ, свою родную землю или прекрасную царевну, формирую у детей нравственные нормы, поведение будущего защитника Отечества, патриотическое поведениене зависимо от половой принадлежности.

Можно говорить о том, что в первую очередь патриотизм – это любовь к своей стране, к Родине, к семье, к культуре, к своему народу. А патриотическое воспитание является процессом, где педагог помогает сформировать у детей патриотическое сознание и направленность его личности. А через культурное наследие и народные традиции можно воспитать в детях патриотизм.

Например, при подготовке к таким праздникам как «День защитника Отечества», «День Победы», рассматриваюкартины и провожу беседу с детьми: почему люди празднуют эти даты, почему они важны для нас?

В условиях, с которыми мы столкнулись в 2020 году, находясь в ситуации пандемии и самоизоляции, нам не представлялось возможным посещать музеи, но появилась прекрасная возможность посещать их в режиме-онлайн. Так, вместе с ребятами и их родителями мы посетили Музей Великой Отечественной Войны, где соприкоснулись с культурным наследием. Ежегодно провожу для ребят тематические мероприятия ко Дню поселка и рассказываю им об интересных фактах, показываю старые изображения, и вместе мы наблюдаем за тем, как меняется наш поселок.

Кформированию и воспитанию патриотических чувств у детей я подключаю и родителей. Каждый малыш и его семья получают задание и вместе мы оформляем информационный стенд, посвященный нашей Родине. Кто-то приносит рисунок, кто-то делится исторической, семейной информацией. Далее мы обязательно рассматриваем и обсуждаем в игровой форме о том, что у каждого человека есть права и обязанности, устраиваем игру «вопрос-ответ», где я задаю вопросы на эту тему, а ребята мне отвечают. Но воспитание патриотических чувств — это также и уважение к тому месту, в котором ты находишься, поэтому я устраиваю экскурсии по детскому саду, показываяирассказывая детям подробно о тех, кто работает, о том, что труд любого человека нужно уважать.

Регулярно провожу блок занятий, посвященный стране. На таких занятиях дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяют представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним.

Играя в ролевые игры «Почта», «Больница», «Школа», «Полиция», закрепляем знания о том, где в поселке находятся эти места, обсуждаем труд каждого человека, формируем толерантное отношение и поведение.

К основным видам деятельности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания относятся:

  • продуктивная деятельность — рисование, конструирование, лепка, создание аппликаций, например, подарки для мужчин ко Дню Защитника Отчества;
  • познавательная деятельность – историческая, художественная, православная литература, музеи, наблюдения, подготовка работ совместно с родителями;
  • игровая деятельность –это сюжетно-ролевые игры, например, «Больница»;
  • творческая деятельность – танцы, занятия музыкой или рисованием. Например, подготовка рисунков к выставке «Моя страна»;
  • совместная деятельность с родителями — игры, конкурсы, православные праздники, тематические праздники.

Таким образом, можно говорить о том, что в первую очередь патриотическое воспитание помогает сформировать любовь к своей стране, к Родине, к семье, к культуре, к своему народу с помощью развития духовно-нравственных чувств, становление которых важно осуществлять в период дошкольного детства – наиболее благоприятного периода для развития патриотического воспитания.

Список литературы:

  1. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2015. № 6. С. 3-81
  2. Ворожейкина Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. 4–5 классы. Методические рекомендации. М.: «Ассоциация XXI век», 2014. 50 с.
  3. Дергач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников //Дошкольная педагогика. 2013. № 2. С. 21-26.
  4. Лагутина Н. Воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста. М.: LAP Lambert AcademicPublishing, 2012. 172 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год