Методическая разработка для детей дошкольного возраста по Патриотическому воспитанию. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Пахолкина Любовь Викторовна | |||
12.02.2025 22:01 | |||
Автор – составитель: Пахолкина Любовь Викторовна воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ № 8 Кемерово 2025 Дополнительная Методическая разработка способствует воспитанию любви и уважения к родному краю, что является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие. При реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие методы: практические, словесные наглядные. Содержание детской деятельности представляет систему, рассчитанную на четыре учебных года.
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для педагогов старшего дошкольного возраста. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Методическая разработка патриотического воспитания детей дошкольного возраста (разработана на основе требований ФОП ДО структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Особенности организации деятельности – Методическая разработка реализуется в очной форме не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует не только патриотическому воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка. 1. 2. Актуальность Метод. разработки Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. В содержании отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине. 1. 3. Цель и задачи Цель: развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению их в различных сферах жизни общества. Задачи:
1. 4. Педагогические принципы
1. 6. Планируемые результаты освоения разработки: Ребенок 6–7 лет
2. Содержательный раздел 2. 1. Формы, способы, методы реализации
2. 2. Структура Программы Программа охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа). Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
Детский сад – первый коллектив ребенка и в нем начинается его общественная жизнь, здесь он впервые учится строить отношения со взрослыми и сверстниками. Цель: уточнить и обогатить представления детей о детском саде. Задачи:
2 раздел «Мир домашнего очага» Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого раздела дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения ксвоимблизким, уточняются представления о занятиях, об именах родных людей, о семейных традициях, истории. Цель: Создание условий для подготовки воспитанников к семейной жизни, созданию семьи. Задачи;
3 раздел «Мой город – я и Россия» Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше. Цель: систематизация знаний детей о родном городе, формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории традициям. Задачи:
4 раздел «Наш край родной» Приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они проживают, знакомство с бытом людей, природными особенностями родного края, родными местами; способность понимать и любить свою малую родину. Цель: формирование у детей нравственно — патриотических чувств через приобщение их к истории и культуре родного края. Задачи:
5 раздел «Россия – Родина моя» В рамках этого раздела дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами, столицей родной страны. Формируются представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины. Цель: формирование в воображении детей образа Родины, воспитание патриотов своего Отечества. Задачи:
6 раздел «Традиции русского народа» Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В этом разделе дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Цель: приобщение детей к традиционной культуре русского народа, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение обучающимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры. Задачи:
|