Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Осипова Ольга Владимировна Рыскина Евгения Владимировна | |||
20.02.2025 16:28 | |||
Патриотические чувства не возникают сами по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия. В сфере патриотического воспитания дошкольников музейная педагогика является инновационной формой познания, окружающего мира, потому что, только погружаясь в эту среду дошкольникам легче понять, какими были наши предки, что было для них ценно и важно. Каждый ребенок уже с детства должен знать историю своей страны, своих героев и их подвиги. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются такие экспозиции «мини-музеями». Целью создания таких мини-музеев вовлечь детей в деятельность и общение. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать интерес и чувство уважения к прошлому, расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с экспонатами музея, развивать связную речь детей, умение рассуждать и правильно выражать свою мысль, расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Для реализации таких задач в нашем детском саду был организован мини-музей Великой Отечественной войны «Помнить, чтобы не забыть» для детей, родителей, педагогов. Важная особенность нашего мини-музея — это возможность принимать участие в его создании детям и родителям. Музей расположен холле детского сада, таким образом, делая его доступным для детей, родителей, педагогов и гостей детского сада. Поскольку внимание дошкольников непроизвольное, то для длительного удержания внимания экспонаты находятся на разных уровнях (горизонтальный, вертикальный). Также они представлены в разных формах — это стенды, макеты, фотографии, инсталляции, поделки, артефакты, настоящие предметы, с которыми можно взаимодействовать. Каждый экспонат имеет информационную карточку. Экспонаты, изготовленные детьми и родителями, имеют этикетку, на которой указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия и имя автора. Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора. Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям. Экспозиционное (оформительское) направление. Над оформлением и расширением музейного пространства работает группа педагогов, которые разрабатывают и организуют конкурсы среди педагогов и родителей с детьми. Так, ежегодно проводится конкурс макетов, экспозиций, инсталляций «Несломленный, непобежденный», посвященный блокаде Ленинграда. Оформлена стена «#чтобыпомнили #ненадоповторять» с помощью бумажных журавлей в технике оригами. Из пеноплекса был изготовленбарельеф памятника «Воин-освободитель». Педагоги разрабатывают концепции будущих экспозиций, план экскурсий. Экскурсионное направление -оно основано на коллективном осмотре экспозиции под руководством педагога по заранее намеченной цели и маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительноговосприятия. Ежегодно в детском саду проводятся экскурсии, приуроченные ко дню полного освобождения блокады Ленинграда, ко дню Победы, День защитника Отечества. Дети посещают музей после предварительной подготовки, а итогом посещения музея, как правило становится самостоятельное творчество детей (рисунок, аппликация, создание модели, макета) Наш мини-музей включат в себя следующие экспозиции:
- символы победы. Созданный мини-музей — это результат общения и совместной работы педагогов, детей и их семей. Все начинается с детства, надеемся, что наш мини-музей, позволит воспитать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, за свою Родину и ее историю. Прикосновение к истории своей страны вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Значимость музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают экспозиции, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют. Рыскина Евгения Владимировна, методист ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» пгтСмышляевка, муниципального района Волжский Самарской области СП «Детский сад «Самоцветы» Осипова Ольга Владимировна, воспитатель ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» пгтСмышляевка, муниципального района Волжский Самарской области СП «Детский сад «Самоцветы»
|