Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством игры
Патриотизм детям
Автор: Годящева Юлия Валерьевна   
26.05.2025 08:55

Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством игрыФормирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством игры

Слайд 1

Здравствуйте, коллеги. Я. Годящева Юлия Валерьевна, воспитатель детского сада Академия Крохи Томского района.

Тема моего доклада представлена на слайде.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время становится особенно актуальной и играет ключевую роль в формировании личности ребенка как будущего гражданина страны.

Слайд 2

Дети часто недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках; многие из них не знают своего домашнего адреса, даты рождения или имен родителей. Кроме того, они испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране. Это является серьезной проблемой для нынешнего поколения. Чтобы человек искренне уважал память своих предков, ценил свою Родину и ощущал ответственность за свою страну, необходимо начинать воспитание в этом направлении с раннего детства.

 

Скачать презентацию

Слайд 3

Актуальность: проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится все более значимой в современном обществе. Углубляющаяся бездуховность приводит к искажению представлений о добре и зле у подрастающего поколения. Современные дети часто имеют ограниченные знания о культурных традициях своего народа и проявляют равнодушие к своим близким и сверстникам. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из наиболее актуальных и сложных задач, которую необходимо решать всем, кто взаимодействует с детьми.

Слайд 4

Система работы по патриотическому воспитанию детей включает три направления.

  1. Экологическое
  2. Историко-краеведческое н
  3. Культурное

Слайд 5

Игра- ведущий вид деятельности:

  • Игра- мощное средство коррекции поведения детей, формирование взаимоотношений, воспитание нравственно-волевых качеств
  • Игра-естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой
  • В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, учится согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях
  • Игра справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей
  • Игра помогает прививать уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Слайд 6

Игры, направленные на воспитание патриотических чувств и качеств

Игры-приветствия, дидактические игры, словесные игры, народные, настольно-печатные, хороводные, театрализованные, сюжетно-ролевые, драматизации, пальчиковые, строительные, военно-спортивные.

В своей работе я использую все перечисленные виды игр.

Слайд 7

Сюжетно-ролевая игра является эффективным методом патриотического воспитания дошкольников. Например, в игре «Военный госпиталь» воспитатель рассказывает детям, что госпиталь находится рядом с передовой, где наши солдаты защищают Родину. Задача госпиталя — оказать первую помощь раненым и отправить их в безопасное место, где они смогут выздороветь. Дети вместе с воспитателем распределяют роли: кто-то становится врачом, кто-то — медсестрой или санитаркой. В процессе игры дети учатся работать в команде, проявляют заботу и внимание, а также осознают важность помощи и поддержки в трудные моменты. Эта игра не только развивает социальные навыки, но и формирует у детей чувство ответственности и патриотизма через понимание значимости работы медицинских работников на фронте.

Формируется умение объединяться в игре, эффективно выполнять взятые на себя роли, а также развиваются дружеские взаимоотношения. Дети учатся учитывать интересы товарищей, что способствует взаимопониманию и сотрудничеству. Кроме того, воспитывается уважение к медицинским работникам и благодарность за их тяжелый труд, что помогает детям осознать важность этой профессии и значимость помощи другим.

Игра «Космонавты» — это увлекательное приключение, в котором дети становятся космонавтами, отправляющимися в космос для установки спутника и съемки планеты. Воспитатель начинает с обсуждения желаний детей побывать в космосе и необходимых качествах для космонавтов. Затем участники выбирают роли: космонавты, пилоты, научные сотрудники и фотографы. Создаётся атмосфера космического путешествия с помощью стульев и игрушек, дети имитируют взлет, встречают кометы и планеты, выполняют задания по установке спутника и делают «фотографии» Земли. В конце игры происходит обсуждение впечатлений и эмоций от космического приключения, что способствует развитию воображения, командной работы и укреплению дружеских отношений.

Играть можно как минигруппами (дети играют парами, в тройках), так и группой (самостоятельно). Также мы формируем навык выбора партнера по игре (не только по внешности, но и по настроению, характеру)

Методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель выполняет роль направляющего, но не руководителя)

На этапе игры объясняю или напоминаю правила. Помогаю, направляю и обязательно хвалю каждого ребенка, независимо от результата.

Слайд 8

Такие игры можно использовать в центрах активности и включать в проектную деятельность. Например, в проекте «Планета Земля- наш дом» дети в центре театрализации создавали маски, костюмы из бросового материала. В центре сюжетно-ролевой игры придумывали игры «Экологическая служба спасения», «Костюмер». В центре экспериментирования рассматривали и изучали различные виды материалов.

Слайд 9

Также в своей практике использую игры- драматизация, имитация «Моя Вообразилия»

Дети на основе фольклора знакомятся с обычаями русского народа, что способствует воспитанию взаимопомощи, уважения и доброты. В процессе игры активизируется и совершенствуется словарный запас, запоминаются крылатые выражения, а также развивается самостоятельное творчество и раскрепощение. Все дети стремятся играть, но многие сталкиваются с такими препятствиями, как страх, неуверенность и неудачи. Существуют методические приемы, которые стимулируют творческое воображение детей. Застенчивым детям, которые держатся в стороне, мешает внутренняя скованность и страх. Перед началом игры я говорю: «Леночка, ты сегодня раздашь шапочки и поможешь расставить декорации». Затем предлагаю ей занять место рядом и тихонько подсказывать ребятам, которые забыли свои реплики. Эта роль суфлера закрепляется за ребенком до тех пор, пока он однажды не попросит: «Я тоже хочу играть». Такт, уважение и бережное отношение воспитателя к душевному состоянию ребенка помогают ему преодолеть неуверенность и скованность. Постепенно он начинает участвовать в игре вместе с другими детьми — сначала робко, а затем все более активно и смело.

Игры-драматизации положительно влияют и на подвижных, несдержанных детей. Систематически усваивая нормы взаимодействия в игре, они учатся подчинять свои желания интересам коллектива. Подвижным и самоуверенным детям я чаще предлагаю роли спокойных и добрых персонажей. В процессе анализа игры подчеркиваю положительные моменты, акцентируя внимание на нравственной стороне поступков. Важно выстроить взаимодействие между детьми. Можно выделить главный принцип игры: ребенок исполняет роль как «артист», самостоятельно создавая образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности.

Слайд 10

Именно через игру дети обогащают и накапливают жизненный опыт, углубляют свои представления об окружающем мире и приобретают навыки, необходимые для решения различных проблем и преодоления трудностей в жизни. Особенно важно, что роль нравственно-патриотического воспитания заключается в том, что через игровые практики дети развивают высокие нравственные чувства и формируют моральные качества. Игры становятся мощным инструментом для воспитания уважения, ответственности и патриотизма, помогая детям осознать свои ценности и укрепить связь с культурным наследием своего народа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год