Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством игры |
Патриотизм детям | |||
Автор: Годящева Юлия Валерьевна | |||
26.05.2025 08:55 | |||
Слайд 1 Здравствуйте, коллеги. Я. Годящева Юлия Валерьевна, воспитатель детского сада Академия Крохи Томского района. Тема моего доклада представлена на слайде. Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время становится особенно актуальной и играет ключевую роль в формировании личности ребенка как будущего гражданина страны. Слайд 2 Дети часто недостаточно осведомлены о своей семье и родственниках; многие из них не знают своего домашнего адреса, даты рождения или имен родителей. Кроме того, они испытывают трудности с ответами на вопросы о своем городе и стране. Это является серьезной проблемой для нынешнего поколения. Чтобы человек искренне уважал память своих предков, ценил свою Родину и ощущал ответственность за свою страну, необходимо начинать воспитание в этом направлении с раннего детства.
Слайд 3 Актуальность: проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится все более значимой в современном обществе. Углубляющаяся бездуховность приводит к искажению представлений о добре и зле у подрастающего поколения. Современные дети часто имеют ограниченные знания о культурных традициях своего народа и проявляют равнодушие к своим близким и сверстникам. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из наиболее актуальных и сложных задач, которую необходимо решать всем, кто взаимодействует с детьми. Слайд 4 Система работы по патриотическому воспитанию детей включает три направления.
Слайд 5 Игра- ведущий вид деятельности:
Слайд 6 Игры, направленные на воспитание патриотических чувств и качеств Игры-приветствия, дидактические игры, словесные игры, народные, настольно-печатные, хороводные, театрализованные, сюжетно-ролевые, драматизации, пальчиковые, строительные, военно-спортивные. В своей работе я использую все перечисленные виды игр. Слайд 7 Сюжетно-ролевая игра является эффективным методом патриотического воспитания дошкольников. Например, в игре «Военный госпиталь» воспитатель рассказывает детям, что госпиталь находится рядом с передовой, где наши солдаты защищают Родину. Задача госпиталя — оказать первую помощь раненым и отправить их в безопасное место, где они смогут выздороветь. Дети вместе с воспитателем распределяют роли: кто-то становится врачом, кто-то — медсестрой или санитаркой. В процессе игры дети учатся работать в команде, проявляют заботу и внимание, а также осознают важность помощи и поддержки в трудные моменты. Эта игра не только развивает социальные навыки, но и формирует у детей чувство ответственности и патриотизма через понимание значимости работы медицинских работников на фронте. Формируется умение объединяться в игре, эффективно выполнять взятые на себя роли, а также развиваются дружеские взаимоотношения. Дети учатся учитывать интересы товарищей, что способствует взаимопониманию и сотрудничеству. Кроме того, воспитывается уважение к медицинским работникам и благодарность за их тяжелый труд, что помогает детям осознать важность этой профессии и значимость помощи другим. Игра «Космонавты» — это увлекательное приключение, в котором дети становятся космонавтами, отправляющимися в космос для установки спутника и съемки планеты. Воспитатель начинает с обсуждения желаний детей побывать в космосе и необходимых качествах для космонавтов. Затем участники выбирают роли: космонавты, пилоты, научные сотрудники и фотографы. Создаётся атмосфера космического путешествия с помощью стульев и игрушек, дети имитируют взлет, встречают кометы и планеты, выполняют задания по установке спутника и делают «фотографии» Земли. В конце игры происходит обсуждение впечатлений и эмоций от космического приключения, что способствует развитию воображения, командной работы и укреплению дружеских отношений. Играть можно как минигруппами (дети играют парами, в тройках), так и группой (самостоятельно). Также мы формируем навык выбора партнера по игре (не только по внешности, но и по настроению, характеру) Методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель выполняет роль направляющего, но не руководителя) На этапе игры объясняю или напоминаю правила. Помогаю, направляю и обязательно хвалю каждого ребенка, независимо от результата. Слайд 8 Такие игры можно использовать в центрах активности и включать в проектную деятельность. Например, в проекте «Планета Земля- наш дом» дети в центре театрализации создавали маски, костюмы из бросового материала. В центре сюжетно-ролевой игры придумывали игры «Экологическая служба спасения», «Костюмер». В центре экспериментирования рассматривали и изучали различные виды материалов. Слайд 9 Также в своей практике использую игры- драматизация, имитация «Моя Вообразилия» Дети на основе фольклора знакомятся с обычаями русского народа, что способствует воспитанию взаимопомощи, уважения и доброты. В процессе игры активизируется и совершенствуется словарный запас, запоминаются крылатые выражения, а также развивается самостоятельное творчество и раскрепощение. Все дети стремятся играть, но многие сталкиваются с такими препятствиями, как страх, неуверенность и неудачи. Существуют методические приемы, которые стимулируют творческое воображение детей. Застенчивым детям, которые держатся в стороне, мешает внутренняя скованность и страх. Перед началом игры я говорю: «Леночка, ты сегодня раздашь шапочки и поможешь расставить декорации». Затем предлагаю ей занять место рядом и тихонько подсказывать ребятам, которые забыли свои реплики. Эта роль суфлера закрепляется за ребенком до тех пор, пока он однажды не попросит: «Я тоже хочу играть». Такт, уважение и бережное отношение воспитателя к душевному состоянию ребенка помогают ему преодолеть неуверенность и скованность. Постепенно он начинает участвовать в игре вместе с другими детьми — сначала робко, а затем все более активно и смело. Игры-драматизации положительно влияют и на подвижных, несдержанных детей. Систематически усваивая нормы взаимодействия в игре, они учатся подчинять свои желания интересам коллектива. Подвижным и самоуверенным детям я чаще предлагаю роли спокойных и добрых персонажей. В процессе анализа игры подчеркиваю положительные моменты, акцентируя внимание на нравственной стороне поступков. Важно выстроить взаимодействие между детьми. Можно выделить главный принцип игры: ребенок исполняет роль как «артист», самостоятельно создавая образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности. Слайд 10 Именно через игру дети обогащают и накапливают жизненный опыт, углубляют свои представления об окружающем мире и приобретают навыки, необходимые для решения различных проблем и преодоления трудностей в жизни. Особенно важно, что роль нравственно-патриотического воспитания заключается в том, что через игровые практики дети развивают высокие нравственные чувства и формируют моральные качества. Игры становятся мощным инструментом для воспитания уважения, ответственности и патриотизма, помогая детям осознать свои ценности и укрепить связь с культурным наследием своего народа.
|