Опыт работы «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Плигина Елена Борисовна | |||
28.05.2025 12:02 | |||
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Современное Российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
Период дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития гражданско-патриотического потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на игровой деятельности. Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
Работу по формированию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностистроила по следующим направлениям:
В ходе свободного общения с детьми, рассматривания соответствующих иллюстраций выяснила, что знания об истории «Малой родине-городе Павлово», его достопримечательностях, названиях улиц, где живут дети, значимых объектах (школа, заводы, Дворец культуры и др.) у них на среднем уровне, а так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. С учетом полученных данных мной был разработан план по формированию гражданско-патриотических чувств у детей средствами игровой деятельности, по трем блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город. Моя страна» Для каждого блока разработала игры, соответствующие теме блока. Некоторые игры разработаны с использованием информационных коммуникационных технологий. Так же использовала интерактивные игры, которые дают возможность решать проблему наглядности и значительно повысить эффективность традиционных форм обучения детей в детском саду. В ходе реализации поставленных задач при организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми использовались разнообразные формы игровой деятельности: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, игры-путешествия, словесные игры, интерактивные игры, а также способы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе, стимулирующие их интерес, дающий возможность проявить себя. Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи я реализовывала через сюжетно-ролевые игры: «Семейные праздники», «Наша дружная семья» и др. Любимые игры девочек нашей группы — «Дочки-матери», «Дочки спят», «Накорми куклу и уложи спать» и др. Словесные игры «Расскажи о своей семье», «Как я дома помогаю», «Кем работают мои родители», «Моих родителей зовут…». Пофотоальбому, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями ребята рассказывали о своей семье. Интерактивные игры «Я и моя семья» Второй блок «Детский сад». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, будь то город, село или деревня. Чтобы любить свой родной город, нужно его знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой Родине нужно начинать с младшего дошкольного возраста, что я и делала. В средней группе я продолжила знакомство детей с Детским садом его помещениями, находящимися в нем, труде людей, работающих в детском саду. Полученные новые знания дети использовали и закрепляли: -в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Врач в детском саду», «Мы -- поварята» и т. д. -Игры-путешествия по детскому саду (заочно), где дети побывали в медицинском кабинете, на кухне у поваров, в прачечной у кастелянши, в музыкальном зале. Дидактическая игра «Наш детский сад», где дети закрепляли знания о детском саде, его сотрудниках. Задача воспитателя в данном блоке — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад. «Мой город. Моя страна». Дети получали сведения о родном городе: истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях. Знакомились с названиями улиц на которых они живут, и той на которой находится детский сад. Узнали название своей страны, название столицы. Познакомились с флагом и гербом нашей страны. С этой целью проводились игры-путешествия «Путешествие по родному городу», «Путешествие в столицу родины», Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе». Настольно-печатные игры: разрезные картинки «Собери достопримечательность города», дидактические игры с помощью кубиков «Отгадай здание города», «Найди свой дом» Все мы знаем, что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного материала и способствовали закреплению его, в группе должна быть правильно организованная предметно-развивающая среда. Для использования игр как средств формирования гражданско-патриотических чувствдошкольника в своей группе мною были созданы: Уголок по гражданско-патриотического воспитания, который содержит материалы:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. С целью оказания методической и практической помощи я разработала комплекс мероприятий для повышения компетенции родителей в данном направлении. Проводились тематические собрания «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности», индивидуальные беседы, консультации. Совместными усилиями педагогов и родителей пополнялся центр по гражданско-патриотическому воспитанию. Также родители совместно с детьми принимали участие в подготовке сообщений по теме «Кем работают мои родители», «Посещение достопримечательностей города» и др. В результате проведенной работы дети:
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Литература
|