Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Большая Родина начинается с малой»
Патриотизм детям
Автор: Малкова Ольга Анатольевна   
08.10.2025 18:58

Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Большая Родина начинается с малой»Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Большая Родина начинается с малой»

Введение:

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. Толстой А. Н.

Актуальность проекта:

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким гражданином России будет ребёнок полностью зависит от окружающих взрослых. От родителей, педагогов и окружающих его взрослых зависит какие знания он получит, какими впечатлениями обогатится. Необходимо, чтобы дошкольник осознал себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потому что Родина- это место где родился, где семья, дом, друзья.

 

Поступая в детский сад, ребенок уже владеет некоторым запасом знаний и представлений об окружающем мире, который необходимо развивать и пополнять в дальнейшем. Для выявления реального объема владения информацией детьми педагогам в детском саду помогает ежегодный мониторинг усвоения образовательной программы. Мониторинг по образовательным областям осуществляется в процессе: образовательной деятельности, ежедневных бесед, систематических наблюдений за детьми, организации игровой деятельности, специально созданных педагогических ситуаций и анализа продуктов детской деятельности.

В группе детского сада такой мониторинг организуется с детьми в разных формах, начиная с индивидуальной, подгрупповой и завершая деятельностью со всей группой детей сразу.

По выявленным в процессе мониторинга показателям можно отметить, что на начало года освоенных достиженийдетьми 4-5 лет не достаточно для осознания себя как полноправным гражданином России. Было выявлено, что дети недостаточно осведомлены и затрудняются называть как свои фамилию, имя и отчество, так и своих родителей. Дошколята не ориентировались в профессиях как родителей, так и сотрудников детского сада, затруднялись называть улицы и достопримечательности родного города. Было установлено, что большинство детей не моглиперечислить животных и растения, а также путались в определении внешнего вида и условий существования диких животных.

Данный факт свидетельствовал о недостаточном усвоении детьми программы воспитания и образования и требовал дополнительной проработки данных вопросов.

В нашей группе было решено разработать и реализовать проект «Большая Родина начинается с малой».

Главной целью проекта стало создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям, а именно развитие патриотических чувств.

Данный проект реализуется в 2 формах работы:

  1. Работа с семьями воспитанников,
  2. Работа с детьми.

Проект реализуется в нескольких разделах, деятельность по которым организуется параллельно, начиная с себя ребенок начинает познавать окружающий мир, тем самым привязываясь к нему и меняя его в будущем в лучшую сторону.

  • Моя семья
  • Детский сад – 2й наш дом
  • Челябинск – город наш родной
  • Флора и фауна Южного Урала
  • Народные декоративно-прикладные промыслы России.

Данные направления выбраны не случайно. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.

Вид проекта: творческий, познавательный

По количеству детей: групповой.

По срокам реализации: среднесрочный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.

Предмет исследования: познавательное развитие.

Цель проекта:

  • помочь каждому дошкольнику в группе осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, места где родился, где семья, дом, друзья.
  • повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи

Задачи проекта:

Для детей.

Обучающие:

  1. Формировать самопознание ребёнка как члена семьи и общества, приобщать его к культуре поведения.
  2. Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к детскому саду.
  3. Формированиедуховно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города.
  4. Формирование элементарных экологических представлений о природе родного края и чувства сопричастности к ней.

Развивающие:

  1. Развитие познавательно-поисковой активности детей.
  2. Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).
  3. Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых уменийобмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своейсемье (монологическая речь, связная речь).
  4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства, привить детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.
  2. Воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к членам своей семье и Родине.
  3. Воспитывать гордость за культурное наследие в народных промыслах.

Для педагога:

  1. Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
  2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.
  3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.
  4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Для родителей

  1. Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.
  2. Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  3. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлятьдетскуюдеятельность.
  4. Наполнение жизни семьи позитивной энергией

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные Беседы;

Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

Загадывание и отгадывание загадок;

Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);

Наглядные Демонстрация наглядных пособий;

Показ образца;

Рассматривание иллюстраций; открыток.

Практические Игровые действия;

Внезапное появление объектов;

Художественное творчество;

Создание игровой ситуации, упражнение, моделирование.

Основные принципы реализации проекта:

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).

1. Этап (информационный) подготовительный включает в себя:

  • Провести опрос с детьми, выявить проблему;
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
  • Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.
  • Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

2. Этап (практический) включает в себя:

  • Привлечение родителей к участию в проекте и оказанию помощи педагогам;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Проведение с детьми бесед;
  • Игровая деятельность детей.

3. Этап (Заключительный)

Предполагаемый результат:

  • Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Знают, что у них есть «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой город.
  • Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
  • Имеют представление об исторических памятниках.
  • Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
  • Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
  • Проведение викторины «Моя малая Родина».

Заключение

В настоящее время работа по проекту находится на полпути, но уже сейчас можно сделать предварительные выводы.

  1. По результатам анкетирования, большинство родителей затруднялись определить и назвать «семейные традиции».
  2. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку.
  3. На сегодняшний момент первоочередной задачей стало активное просвещение родителей в вопросах влияния семейных традиций на воспитание настоящего, достойного человека – гражданина России.
  4. Необходимо продолжать воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу.
  5. Для дальнейшей работы по проекту намечены индивидуальные маршруты работы с семьями.

Приложение

Конспект НОД

Возраст: 4-5 лет

Тема: «Моя семья»

Задачи:

Образовательные: Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; учить рисовать характерные черты внешности.

Развивающие: Развивать связную речь детей, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;.

Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматриваниефотографийсвоей семьи; интересуется изобразительной деятельностью (рисование членов своей семьи).

Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, семейные фотоальбомы, листы бумаги, карандаши.

Методические приемы: вопросы, ответы детей, сюрпризный момент, указания, беседа, показ, поощрение.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Звучит «Песенка Мамонтенка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости? (Правильно Мамонтенок). В группу входит Мамонтенок.

2. Вступительная беседа.

Мамонтенок: Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья).

Мамонтенок: Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти:

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

3. Беседа «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди — мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

4. Беседа по картине.

Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине. На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку — это мамина мама, дедушку — это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы — его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика — это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка-родные брат и сестра. Все эти люди родственники — это семья.

5. Фотовыставка «Моя семья»

Мамонтенок: Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?

Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.

Мамонтенок: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. И я, обязательно, найду свою маму! А теперь ребята давайте поиграем.

6. Игра «Скажи наоборот».

Дедушка старше, а папа. (моложе).

Мама моложе, а бабушка (старше).

Папа выше, а мама. (ниже).

Папа большой, а сын. (маленький).

7. Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Мамонтенок: Ребята мне очень понравилось с вами играть. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою маму. До свидания ребята!

Воспитатель и дети: До свидания мамонтенок! Мы желаем тебе скорее найти свою маму!

8. Рефлексия. Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности.

Приложение

Викторина «Моя малая Родина»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.

Разминка

  1. В какой стране мы живем?
  2. В каком городе мы живем?
  3. Как называется улица, на которой расположен детский сад?
  4. В нашем городе много разных улиц. Кто знает, как они называются?

«Достопримечательности города»

Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей города. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.

«Знатоки»

Воспитатель: Дети, вы знаете, что в городе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на вопросы и узнать, что это за здание.

  1. Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
  2. Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
  3. Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
  4. Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
  5. В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
  6. Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).
  7. Как называется здание, в котором мы смотрим спектакль? (театр).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год