| Воспитываем патриотов, объединяя традиции и инновации |
| Патриотизм детям | |
| Автор: Манько Татьяна Ивановна | |
| 08.11.2025 23:51 | |
|
Манько Т.И., старший воспитатель ГБДОУ д/с № 368, г. Самара Действуя в целях национального проекта «Дети и молодежь», федерального проекта «Мы вместе» важно с дошкольного возраста формировать у детей чувство принадлежности к большой многонациональной стране, уважение к ее культуре и традициям. Ярким примером реализации нацпроекта стала работа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 368 городского округа Самара по духовно-нравственному воспитанию. Одно из мероприятий данного цикла — «Путешествие в страну мёда и курая. Башкортостан» прошло в 7 ноября 2025 года в стенах детского сада.
Оно стало не просто увлекательным приключением для детей, но и комплексным проектом, в котором органично переплелись ключевые векторы развития современного образования, продемонстрирована модель, где национальный проект, инновационная деятельность детского сада и реализуемая образовательная программа создают единое воспитательное пространство. Проведенное мероприятие – наглядный результат работы нашего дошкольного учреждения в статусе Федеральной инновационной площадки «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций». Целью иммерсивного путешествия стала идея показать детям, что сила России – в единстве ее народов. Через символы – душистый мёд, олицетворяющий щедрость земли и мелодичный курай, национальный башкирский инструмент, символизирующий душу степного народа, – дошкольники отправились в виртуальную экспедицию. Дети не просто слушали рассказ воспитателя, а полностью погружались в атмосферу: примеряли элементы национальных костюмов, знакомились с традициями гостеприимства башкирского народа, узнавали о значении символов на гербе Башкортостана, совместно участвовали в башкирских народных играх Родители стали не зрителями, а активными сотворцами события: они помогали в подготовке аутентичных костюмов и предметов быта, участвовали в приготовлении национальных блюд, рассказывали детям о семейных традициях и ценностях, что стало основой для диалога поколений. Мамы и бабушки помогали создавать элементы национальных костюмов, превратив подготовку в настоящий семейный творческий процесс. Родители подготовили угощения для импровизированного дастархана: блюда национальной башкирской кухни. Это позволило детям не только услышать, но и буквально «попробовать на вкус» культуру другого российского народа. Родители, владеющие игрой на народных инструментах, провели для детей мини-мастер-класс, показав, как рождается мелодия курая. «Я была приятно удивлена, когда меня пригласили не просто как зрителя, а как участника, — говорит мама воспитанника, Ольга Ероховец. — Взять в руки курай и сыграть для детей, увидеть их горящие глаза — это бесценно. Такие моменты стирают формальности, и мы, родители и педагоги, становимся одной командой. Теперь сын дома постоянно просит меня поиграть «как на празднике в садике». «Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности невозможно переоценить, — подчеркивает Татьяна Ненашева, директор ГБДОУ д/с № 368. — Когда родители активно включаются в образовательный процесс, как это было в нашем «путешествии», воспитательный эффект многократно усиливается. Ребенок видит, что ценности, о которых говорят в саду, разделяются и в семье. Это создает целостное воспитательное пространство, необходимое для формирования настоящего патриота и высоконравственного человека». Фундаментом для проекта стала парциальная программа «Наша Родина — Россия», которую мы реализуем в учреждении. Программа позволяет системно и последовательно знакомить детей с историей, культурой и географией родной страны. «Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, — комментирует событие Татьяна Манько, старший воспитатель. — Через такие живые, ощутимые национальные образы, мы даем детям понять сложную, но важную мысль: наша Россия едина, потому что она многолика. Каждый народ вносит свой уникальный вклад в общую культуру, создавая ту самую мелодию единства, которую можно услышать в звуках курая». Это доказывает, что эффективное духовно-нравственное воспитание возможно только в тесном тандеме «детский сад – семья». «Наша программа нацелена на проживание, эмоциональное присвоение ценностей, — говорит воспитатель высшей категории Наталья Рудакова. — Мы не просто рассказываем о Башкортостане, мы «вкушаем» его мёд и «слушаем» его музыку. Мы не просто изучаем национальные традиции, мы сами становимся гостеприимными хозяевами. Такой иммерсивный подход, когда ребенок становится не объектом, а субъектом обучения, дает самые глубокие и долговечные результаты». Воспитание любви к Родине начинается не с абстрактных понятий, а с любви к своей семье, ее истории и традициям, которые неотделимы от истории страны. Через уважение к культуре соседа, товарища по группе, мы воспитываем уважение ко всей нашей многонациональной Родине. Подобный подход к организации воспитательно-образовательной деятельности делает его более естественным, органичным и семейно-ориентированным и является инновационным потому, что действует в парадигме, объединяя семью, детский сад и культурное наследие страны. И именно в таком единстве — залог нашего общего будущего.
|



Воспитываем патриотов, объединяя традиции и инновации








