| Москва. Кремль. Президент: формирование патриотических ценностей у старших дошкольников |
| Патриотизм детям | |
| Автор: Рудермель Ирина Александровна Федулова Юлия Ивановна | |
| 14.12.2025 06:41 | |
|
Авторы: Рудермель Ирина Александровна, Федулова Юлия Ивановна Учреждение: МБДОУ д/с № 108 «Зазеркалье» г. Новосибирск В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и уважения к культурному и историческому наследию своей страны. В старшей группе детского сада дети активно интересуются окружающим миром, любят наблюдать, задавать вопросы и участвовать в совместной творческой деятельности, поэтому именно этот возраст является оптимальным для знакомства с символами Родины, её столицей и важнейшими государственными институтами. Проект «Москва, Кремль и Президент» был создан с целью познакомить детей с этими понятиями в доступной и игровой форме, развить у них чувство гордости за страну, интерес к истории и культуре, а также умение работать вместе и делиться знаниями со сверстниками.
Проект начинался со знакомства детей с городом, который является сердцем нашей страны — Москвой. В увлекательной форме воспитатели рассказывали о столице, показывали яркие фотографии и макеты, рассказывали о Красной площади, величии Кремля, необычном метро и реках города. Дети с интересом рассматривали изображения известных зданий, узнавали по фотографиям привычные и необычные места, учились отвечать на вопросы «Что такое столица?» и «Почему Москва — главный город страны?». Уже на этом этапе формировались первые представления о России как о большой и красивой стране, о значении столицы для всей страны и о важности истории и культуры. Следующим шагом стало знакомство с Московским Кремлём. Дети узнавали, что Кремль — это древняя крепость с высокими стенами и красивыми башнями, где хранятся исторические памятники и культурные ценности. Особенно их привлекала Спасская башня с курантами, которые показывают время. Для закрепления темы мы совместно с педагогом-психологом организовали тематическое мероприятие под названием «Куранты». В игровой и творческой форме дети узнали, что куранты — это часы, которые бьют каждый час, и что в Новый год люди загадывают желания под бой курантов. В ходе мероприятия дети вместе с педагогами создавали свои «часы» из бросового материала: картона, фантиков, мишуры и других подручных материалов. Работа в группе позволяла развивать мелкую моторику и творческие навыки, а обсуждение семейных традиций помогало детям делиться опытом празднования Нового года, рассказывали, как вместе с родными загадывают желания, создавая атмосферу доверия и эмоциональной вовлечённости. Для более яркого погружения в тему столицы и исторического центра России была проведена сюжетно-ролевая игра «Туристы на Красной площади». Дети в шляпах и с фотоаппаратами вместе с «экскурсоводом» — воспитателем — прогуливались по «Красной площади», осматривали достопримечательности и обсуждали, что видят. Игра позволила детям почувствовать себя настоящими туристами, развивать речевые навыки, умение задавать вопросы и работать в коллективе. Для создания максимальной наглядности воспитатели из большой картонной коробки изготовили макет Кремля до потолка, по которому дети могли «гулять», осматривать башни и соборы, а также взаимодействовать с объектами через сюжетно-ролевую игру. Особое внимание в проекте уделялось объяснению роли Президента — руководителя страны. В старшей группе это делалось в доступной форме: детям рассказывали, что Президент работает в Кремле, помогает людям жить в порядке и заботится о том, чтобы в стране соблюдались правила. Дети не только слушали рассказы, но и активно включались в творческую деятельность: они рисовали портрет Президента, писали ему письма, выражая свои мысли и пожелания, а также оформляли «Ёлку желаний» в приёмной группы, где каждый мог повесить свою записку с мечтой или новогодним желанием. Эти активности позволяли детям соединять патриотические знания с личными эмоциями, развивать воображение и навыки письма, а также включали элемент семейной традиции и совместного обсуждения с родителями. Для расширения представлений о героические прошлые страны дети познакомились с Могилой Неизвестного Солдата, обсудили значение памяти и уважения к защитникам Родины. В творческой работе это нашло отражение в объёмной аппликации, которую дети совместно создали, используя цветную бумагу. Также в рамках патриотического воспитания ребята вспомнили о Параде Победы и праздничном салюте, и с большим интересом нарисовали Кремль и салют на своих рисунках, выражая радость, торжественность и гордость за страну. Проект включал разнообразные формы деятельности: познавательные беседы, наглядные материалы, макеты, карточки, макет «Кремль — сердце России», творческие мастерские, подвижные игры и коллективные работы. Все занятия были направлены не только на передачу знаний, но и на развитие эмоциональной сферы детей, их интереса к истории, культуре и родной стране. Результаты проекта оказались впечатляющими. Дети уверенно называли столицу России, узнавали основные достопримечательности Москвы и Кремля, могли рассказать о башнях и курантах, а также объяснить роль Президента в доступной форме. Совместное мероприятие «Куранты», творческие задания с портретом и письмом, «Ёлка желаний», объёмная аппликация, рисунки с парадом и салютом помогли закрепить знания через игру, творчество и семейные традиции, вызвали положительные эмоции и активное участие детей. Сюжетно-ролевая игра «Туристы на Красной площади» и макет Кремля сделали процесс изучения максимально наглядным и увлекательным, способствовали развитию воображения, эмоциональной вовлечённости и умению работать в команде. В процессе реализации проекта формировались первые патриотические чувства: гордость за свою страну, уважение к государственным символам и понимание значимости исторических объектов. Проект «Москва, Кремль и Президент» показал, что даже в дошкольном возрасте дети способны воспринимать сложные понятия о государстве и истории, если материал подается через игру, наглядные пособия, творческую деятельность и совместные мероприятия, включающие элементы эмоциональной вовлечённости и семейного опыта. Важно, что воспитатели при этом соблюдают возрастные особенности детей, избегают политизированных оценок и акцентируют внимание на истории, культуре, архитектуре и значении государственных символов. Таким образом, формирование патриотических ценностей в старшей группе становится естественным, интересным и эффективным процессом, который закладывает основу для будущего гражданского воспитания, уважительного отношения к Родине и сохранения семейных традиций.
|



Москва. Кремль. Президент: формирование патриотических ценностей у старших дошкольников










