Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
ПДД детям
Автор: О. В. Байдикова Н. А. Квитченко   
26.12.2019 22:09

Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаРоль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • О. В. Байдикова учитель-логопед,
  • Н. А. Квитченко воспитатель,

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» Белгородская область, с. Ясные Зори

Аннотация

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Обращается внимание на дорожно-транспортную ситуацию на дорогах на сегодняшний момент. Выявляются причины детского травматизма на дорогах, а также анализируется роль семьи в его профилактики.

Ключевые слова

Детский дорожно-транспортный травматизм, транспортная культура, семья, поведение на дороге

 

Дорожно-транспортный травматизм – одна из первостепенных проблем мирового уровня, которая требует согласованных усилий для ее эффективного предупреждения. Особое значение имеет детский дорожно-транспортный травматизм. Статистические данные свидетельствуют о том, что на дорогах России ежегодно погибают и получают травмы в ДТП до 27 тыс. детей и подростков. Чаще всего это связано с низким уровнем информативности детей о поведении на дороге. [3]

Транспортная культура – это форма жизнедеятельности человека и его взаимоотношения с окружающей средой с максимальным уровнем безопасности транспортного процесса и всех его участников. Проблема формирования транспортной культуры заключается в том, что находясь в транспортной среде без специальных знаний, молодое поколение находится в условиях неподготовленности к безопасному поведению в этой среде.

В настоящий момент вопросам подготовки детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении уделяется мало внимание. Одним из ключевых решений проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизм является организация непрерывной системы подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах различного типа. Такая подготовка должна стать базовым компонентом общей системы формирования транспортной культуры.

Детский сад может помочь – дать определенные знания, но основная нагрузка ложится на родителей. Они имеют наибольшую возможность научить ребенка вести себя на дороге, правильно подготовить к дорожно-транспортному движению на улицах. Нередко причиной происшествий являются и сами дети, которые не спешат использовать полученные знания.

Для того чтобы обучение детей правилам дорожного движения было эффективным, необходимо учитывать следующие принципы: систематичность, последовательность, наглядность. Формы проведения обучения могут варьироваться с учетом возрастных особенностей ребенка и сложности изучаемой темы. Методика работы должна включать не только формы, но и комплекс педагогических методов, основной целью которых является превращение знаний о правилах дорожного движения в убеждения, на основе которых сроится безопасное поведение ребенка на дороге.

Выделяют физиологические и психологические причины детского дорожно-транспортного травматизма. К психологическим относят:

  1. Отсутствие знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т. е. ребёнок основывается в своих действиях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные).
  2. Рассеянность ребенка. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете.
  3. Отсутствие ответственности за собственное поведение на дороге. Ребенок не понимает к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично.

К физиологическим относят:

  1. Невозможность распознать источник звука (ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков).
  2. Узкое поле зрение (сектор обзора ребёнка намного меньше, он видит только то, что находится напротив).
  3. Замедленная реакция (у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды).
  4. Ненадёжная ориентация «налево – направо» (она приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте).

Таким образом, главной проблемой детского травматизма можно выделить невозможность увидеть скрытую опасность, что является характерным для детей. В таком случае проведение бесед с детьми будет недостаточным, потому что первостепенную роль играют рефлексы и привычки, а теоретические знания служат как основа. По этой причине каждый выход с родителями на улицу должен помогать формированию у ребенка навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде.

Список литературы:

  1. Акимов, В. На автодорогах как на войне / В. Акимов, Ю. Соколов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. — №4. — С.29
  2. Котик, М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М. А. Котик. – Москва. – 1987
  3. Якупов, А. М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении – базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. – 2005. — №1/2. – С. 359 — 374
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год