Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка тематического занятия по обучению ПДД во второй младшей группе «Пешеходы и водители, будьте бдительны!»
ПДД детям
Автор: Черногорова Евгения Владимировна   
24.02.2021 13:44

Методическая разработка тематического занятия по обучению ПДД во второй младшей группе «Пешеходы и водители, будьте бдительны!»Методическая разработка тематического занятия по обучению ПДД во второй младшей группе «Пешеходы и водители, будьте бдительны!»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Колпинского района Санкт-Петербурга

Подготовила: Черногорова Евгения Владимировна, воспитатель Санкт-Петербург 2021 год

Актуальность:

Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок. Дошкольники плохо разбираются в знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, возможностях транспортных средств; они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Дети в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно быстро определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

 

Скачать конспект

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок обычно не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой дети считают, что автомобиль можно остановить мгновенно. Все это говорит об актуальности обучения правилам дорожного движения, а перечисленные психофизиологические особенности ребенка – о том, что нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

С целью формирования навыков безопасного поведения детей, как пешеходов, мной было разработано и проведено тематическое занятие «Пешеходы и водители, будьте бдительны!» (Приложение 1).

Подготовка к занятию

Проведению занятия предшествовала экскурсия «На перекрёстке» для наблюдения за сигналами светофора, транспортом и пешеходами, а также чтение художественной литературы: «Мяч» С. Маршак, «Научи нас, светофор» Ю. Разумовской, обучающая сказка «Весёлый светофор» О.Ю. Соловей.

Родителям была предложена домашняя совместная деятельность с детьми по изготовлению светофоров для выставки «Музей Светофориков» (Рис. 1).

К занятию были подготовлены тематические атрибуты: костюм светофора на взрослого героя, вырезанные круги сигналов светофора для игры, световозвращающие средства безопасности пешеходов (ленты, жилетки, брелоки, фликеры), фонарики, машинки-раскраски, цветные карандаши, ленточки.

Рис. 1 «Музей Светофориков»

Описание тематического занятия

Занятие начинается с предложения детям посетить «Музей Светофориков», рассмотреть сделанные с родителями поделки. С помощью вопросов педагог узнает понравилась ли им такая совместная деятельность, какие использовались материалы, а также какие знания помогли сделать поделки.

Затем создаётся проблемная ситуация – появляется гость (Светофор – взрослый), которому требуется помощь. Дети предполагают способы ее решения. Специальные вопросы педагога побуждают к самостоятельному рассуждению. А игровая форма (игра «Собери и правильно размести») помощи Светофору позволяет качественно закрепить знания о его сигналах и с воодушевлением справиться с заданием (Рис. 2).

Рис. 2 Игра средней подвижности «Собери и правильно размести»

Благодарный персонаж дарит детям световозвращающие браслеты и наклейки. Он рассказывает о их необычных свойствах, а также знакомит с другими средствами безопасности пешеходов в темное время суток: жилетами, значками, лентами, брелоками-фликерами (Рис. 3).

Рис. 3 «Светофор о средствах безопасности пешеходов в темное время суток»

Для погружения в эту важную тему используется такая педагогическая технология, как детское экспериментирование. Воспитанникам предоставляется ситуация, в которой они сами проверят информацию и закрепят знания. В затемненной группе, с помощью фонариков, световозвращающих жилетов, наклеек и брелоков дети наблюдают за светящимся эффектом материала (Рис. 4).

Рис. 4 «Эксперимент»

Чтобы обеспечить прочность результата обучения и эмоциональное вовлечение, предлагается игра «Машинки и пешеходы» (Рис. 5).

Рис. 5 Игра средней подвижности «Машинки и пешеходы»

Далее следует спокойная творческая деятельность для смены активности и предупреждения перевозбуждения. Воспитанники раскрашивают машинки, чтобы создать собственный брелок со световозвращающим элементом (Рис. 6).

Рис. 6 «Брелоки-фликеры»

С помощью вопросов педагог стимулирует осознание каждым воспитанником себя в собственной деятельности. Выявляет значимость каждого и важность общей деятельности, обобщает самостоятельно усвоенные детьми знания.

В конце дня дети дарили брелоки родителям и делились с ними положительными эмоциями от занятия.

Заключение

Наш педагогический коллектив группы считает очень важным формирование у дошкольников и взрослых основ безопасного поведения на улицах и дорогах города. И проводит систематическую работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения. Здесь была представлена методическая разработка одного из тематических занятий.

Так как в нашей возрастной группе не применима ИКТ (в соответствии с постановлением СанПиН №28 от 28. 09. 20 о ЭСО), нами были использованы не менее эффективные современные педагогические технологии: проблемного обучения, игровая и экспериментирование. Что позволило реализовать поставленные задачи в полной мере.

Решая задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, мы воспитываем дисциплинированного и сознательного участника дорожного движения.

Приложение 1

Конспект тематического занятия во второй младшей группе

«Пешеходы и водители, будьте бдительны!»

Цель: формировать навыки безопасного поведения детей, как пешеходов в темное время суток.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей о светофоре, его назначении, сигналах.
  2. Познакомить с средствами безопасности пешеходов в темное время суток — световозвращающими лентами, жилетками, брелоками, и их действием с помощью эксперимента.
  3. Воспитывать у детей желание получать новые знания, в области безопасности дорожного движения.

Предварительная работа:

  • экскурсия «На перекрёстке» для наблюдения за сигналами светофора, транспортом и пешеходами
  • чтение художественной литературы «Мяч» С. Маршак, «Научи нас, светофор» Ю. Разумовской, обучающая сказка «Весёлый светофор» О.Ю. Соловей.
  • совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению светофоров для выставки «Музей Светофориков»

Атрибуты:

Костюм Светофора для взрослого, вырезанные круги сигналов светофора для игры, световозвращающие средства безопасности пешеходов (ленты, жилетки, брелоки, фликеры), фонарики, машинки-раскраски, цветные карандаши, ленточки

Ход занятия:

1. «Музей Светофориков» — обсуждение результата совместной деятельности родителей и детей

Воспитатель: Ребята, давайте вместе подойдем к нашему «Музею Светофориков». Какие красивые и интересные получились светофоры! Вам понравилось изготавливать их вместе с родителями? Какого цвета бумагу, краски или пластилин вы использовали, чтобы сделать сигнал, во время которого надо обязательно стоять? А во время которого можно переходить дорогу — проезжую часть? Вы с родителями молодцы! Благодаря вам у нас такой чудесный музей в группе. Разрешим потом ребятам из другой группы к нам прийти полюбоваться? Да вы еще и добрые, воспитанные ребята! Я горжусь вами!

2. Проблемная ситуация, с целью закрепления пройденного материала

Заходит Светофор и плачет (у Светофора на костюме нет сигналов)

Воспитатель: Ребята, а кто это? (светофор) Здравствуй, Светофор! Что случилось, почему ты плачешь?

Светофор: Здравствуйте, ребята. Как же мне не плакать, я ведь теперь и на светофор то не похож! Сигналов то нет на мне. Ночью был такой сильный ветер, что все сигналы сдуло! Вот (показывает коробку) все собрал, а как теперь на места их разместить?

Воспитатель: Ребята, поможете Светофору? Вы все уже знаете о них!

Светофор, давай разложим твои сигналы, чтоб всем ребятам было их видно. Ты присаживайся, а детки все соберут и к тебе прикрепят.

Игра средней подвижности «Собери и правильно размести»

3. Знакомство с средствами безопасности пешеходов в темное время суток – световозвращающими элементами

Светофор: Спасибо вам, ребята! В благодарность я вам подарю «фликеры»

Воспитатель: Красивые, яркие! А что это и как ими пользоваться? Расскажи ребятам.

Светофор: Вы знаете, что в темноте всё плохо видно? Вот, когда на улице темно, водителям тоже плохо видно пешеходов и чтобы не случилось беды – дорожно-транспортного происшествия, придумали световозвращающий материал. Он возвращает свет, если на него посветить, то кажется, что он светится. Так появились фликеры наклейки, брелки, браслеты, ленты, жилетки и одежда со световозвращающими элементами.

4. Эксперимент-игра, для погружения в новый материал

Воспитатель: Ребята, а давайте это проверим. Проведём эксперимент: одна команда встанет парами, возьмут фонарики и будут машинками (если кто-то не хочет стоять в паре, можно дать 1 фонарик и это будет мотоцикл), вторая команда – пешеходы (одеваем жилетки, ленты, наклеиваем фликеры, берём брелки). Затемняем помещение. Машинки посветите на пешеходов – видите, как светится световозвращающий материал! А теперь поиграем, машинки и пешеходы будут двигаться, но важно машинкам не сталкиваться и не задевать пешеходов.

Игра средней подвижности «Машинки и пешеходы» (затем можно поменяться ролями)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась такая игра? Вы заметили как светятся жилетки, брелоки и браслеты? Вот так водители машин видят пешеходов даже когда темно! Спасибо Светофор за такие полезные подарки!

Светофор: И вам спасибо ребята, что помогли. Я уверен, вы внимательные пешеходы, а теперь ещё и знаете про средства безопасности! Когда переходите дорогу смотрите на мои сигналы, будьте внимательны и осторожны! Всего доброго! (Светофор уходит)

5. Изготовление брелоков-фликеров

Воспитатель: Ну вот, Светофор ушел… а давайте сами изготовим такие яркие, светящиеся брелоки. Перед вами лежат машинки-раскраски. Надо красиво и аккуратно её раскрасить (раскраска крупного размера с четкими деталями, в соответствии с возрастными особенностями).

Воспитатель: У вас получились очень красивые и яркие машинки. Теперь соединим их со светящейся ладошкой. Получился брелок!

6. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что же сегодня произошло? Кто к нам приходил? А что с ним случилось? Мы узнали сегодня что-нибудь интересное, полезное? А что еще делали? Что понравилось, запомнилось больше всего?

Расскажите родителям, о чем вы сегодня узнали и покажите, какие красивые брелоки вы сами изготовили. А главное – используйте их, когда вы пешеходы.

Вы большие молодцы! Справились со всем! Вы добрые, умные, быстрые и ловкие!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год