Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ПДД В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.
ПДД детям
Автор: Ишина Елена Валерьевна Попова Альбина Васильевна Мурашова Лариса Максимовна   
30.09.2022 11:03

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ПДД В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ПДД В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

Аннотация:

В статье рассмотрена организация центра ПДД согласно требованиям ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности; описаны игровые технологии, которые позволяют организовать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать интерес детей к изучению правил дорожного движения; сделан вывод о важности организации центра ПДД для познавательного и речевого развития детей.

 

Возрастающая интенсивность движения транспорта на улицах сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей, поэтому воспитание безопасного поведения дошкольников, знание и соблюдение дорожных правил — одна их актуальных тем в современном мире, так как в ней раскрываются возможности сохранения здоровья и жизни детей.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дорогах обусловлена возрастными особенностями их психофизиологического развития: преобладание процессов возбуждения над процессом торможения; преобладание потребности в движении над чувством осторожности; стремление подражать взрослым; недостаток знаний; переоценка своих возможностей.

Отсюда следует, что чем раньше дошкольники получат знания о безопасном поведении на дороге, тем меньше станет несчастных случаев с их участием.

Следовательно, задачи по воспитанию безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста следующие:

  1. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
  2. Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила дорожного движения.
  3. Способствовать развитию у дошкольников интереса к изучению правил безопасного поведения на дорогах.
  4. Развивать самостоятельность, инициативность и ответственность.

Для обеспечения успешной реализации образовательного процесса и решения поставленных задач по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, в группе компенсирующей направленности организован познавательно-развивающий центр ПДД. При создании центра мы руководствовались следующими требованиями ФГОС:

  1. Оборудование центра соответствует возрасту детей и требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования.
  2. Материал в центре ПДД располагается в свободном доступе для детей.
  3. Эстетичность оформления. В дизайне центра ПДД присутствуют игровые персонажи, творческие работы воспитанников и родителей.
  4. Многофункциональность центра. Игровая среда видоизменяется в зависимости от образовательной ситуации. Центр ПДД легко можно объединить с другими зонами, например, совместить сюжетно-ролевую игру «Скорая помощь» и «Работа инспектора ПДД».
  5. Вариативность. Центр ПДД регулярно обновляется, появляются новый игрушечный транспорт, дидактические игры и пособия, художественная литература, а также меняются элементы оформления: персонажи, новые детские рисунки на тему дорожного движения, обучающие плакаты.

Обучение навыкам безопасного поведения на дороге в группе организуется через различные виды деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыка поведения и опыта.

Основным видом деятельности детей дошкольников является игра. Именно играя, дети запоминают важные правила, которые должны всегда точно соблюдаться, получают и усваивают представления о транспорте и поведении на дороге, принимают различные социальные роли. Также игра является средством развития у детей интеллекта, речи, зрительного восприятия, скорости мышления, поэтому, большое внимание в работе познавательно-развивающего центра ПДД уделяется игровым технологиям.

Ролевая и театрализованная игра. В ролевых и театрализованных играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации, в которых могут показать практические навыки и умения. В нашем развивающем центре ПДД представлены атрибуты для таких игр, как «Юные пешеходы», «Мы – пассажиры», «Я-водитель», «Службы спасения»: разные виды транспорта, парковка автомобильная, дорожные знаки, костюм сотрудника ДПС, макет Светофора, пешеходная дорожка «зебра» и др.). Также ребята с удовольствием инсценируют сказки «на новый лад» с использованием элементов ПДД и показывают их воспитанникам других групп.

Дидактические игры -это игры с правилами, которые способствуют развитию познавательной деятельности и овладению различными мыслительными операциями. В нашем центре расположены следующие игры: «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога!» «Умный светофор», «Дорожное лото» и др.

Игры с использованием макетов. Макет дороги, расположенный в центре, даёт возможность разыгрывать различные ситуации, предлагаемые взрослым или детьми, используется для совместной образовательной деятельности детей с педагогом, а также для самостоятельных игр.

Подвижные игры. В процессе подвижных игр, кроме того, что у дошкольников совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества и ориентировка в пространстве, также закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; развиваются умения и навыки правильного поведения на дороге; формируется уважение к труду водителей и сотрудников ДПС.

Интеллектуально-познавательные игры. В интеллектуально-познавательных играх дети проявляют себя, показывает, чему они научились, какие навыки приобрели. Подбор игр объединяется одним сюжетом – это игры-путешествия, занимательные викторины, познавательные квесты.

Навык применения правил дорожного движения развивается у детей нашей группы и при рассматривании сюжетных картин, и в беседах, и при чтении художественной литературы, и при решении кроссвордов и отгадывании загадок, а также в продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Организация центра ПДД и применение различных форм работы с детьми служат основой для мотивации дошкольников в их участии в конкурсах различного уровня.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развивающая предметно- пространственная среда центра ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, невольно вовлекает в процесс познания правил дорожного движения. Также в процессе игровой деятельности в центре ПДД у детей развивается и обогащается речь, что немаловажно для воспитанников, имеющих нарушения речи.

Список литературы:

  1. Обучение детей ПДД. План занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. 3-7 лет. ФГОС» / Петрова К.В. СПб.: Детство-Пресс, 2020 г.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации / О.В. Крежевских. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17

октября 2013 года № 1155.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год