Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста
ПДД детям
Автор: Баканова Виктория Викторовна   
01.05.2025 19:02

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возрастаФормирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проекта

Тема краткосрочного проекта – формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

Идеи сохранения здоровья детей представлены в работах многих отечественных исследователей. Так, доцент кафедры дошкольного и специального образования Н.А. Шепилова с опорой на труды известных ученых Е.А. Аркина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., обращает внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, что позволит ему в дальнейшем развиваться как физически, так и интеллектуально.

 

Скачать конспект

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 3. п. 3 признается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

В дошкольных образовательных организациях проводятся мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, занятия по основам безопасного поведения на дорогах.

Целью образовательной работы по ПДД является формирование у воспитанников ДОО и их родителей бережного отношения к здоровью, навыков безопасного поведения на дорогах. Однако проводимые мероприятия в недостаточной мере обеспечивают охрану жизни и здоровья участников дорожного движения. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма не теряет своей актуальности

Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы, реализуемой в ДОО. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку.

Основная цель деятельности педагогов ДОО по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:

  1. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о правилах дорожного движения.
  2. Формирование умений ориентироваться в пространстве, давать правильную оценку ситуации на дороге.
  3. Развитие способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного безопасного поведения.

Актуальность безопасного поведения детей на дорогах городах является предметом исследования многочисленных трудов авторов. Исследователь Н.Н. Авдеева предлагает программу для ДОО «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; К.Ю. Белая представляет конспекты ситуаций упражнений, бесед с детьми по темам безопасность на улице, дороге, природе; Л.А. Вдовиченко в своей работе демонстрирует основы безопасного поведения детей на улице и транспорте; Т.Г. Кобзева разработала систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, которая включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде; Н.Б. Неганова разработала методические рекомендации, направленные на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях; Л.Б. Поддубная занималась изучением вопроса формирования безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников; О.А. Скоролупова в своем труде предлагает педагогам тематическое планирования и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром; Е.В. Федотова описывает приемы работы с дошкольниками по формированию навыков поведения на дорогах и др.

Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения является развитие пространственного представления и представление о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов.

В процессе обучения очень важно не напугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность и невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является поведение взрослых на улице.

С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения, ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.

Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД.

Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В процессе обучения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные и возрастные возможности, а также следует придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность.
  2. Психологический комфорт.
  3. Смысловое отношение к миру.
  4. Наглядность.
  5. Доступность.
  6. Непрерывность.

Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы работы, работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения.

В группе должно быть: оборудование для игр; настольные игры, дорожные знаки; макет перекрестка на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».

В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».

Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования.

В любом возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы, таких как: «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова; «Что я видел» Б. Житкова; разучиванием стихов С. Михалкова «Моя улица»; В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек»; разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках.

Знания детей о Правилах дорожного движения хорошо закрепляются и на творческих занятиях. Ребята могут слепить из пластилина всевозможные машины, пешеходов, светофор, изобразить в рисунках дома, переходы, светофоры, машины, дорожные знаки.

Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Азбуку движения дети постигают во время прогулок, наблюдая за окружающей обстановкой и при проведении подвижных игр, эстафет, а кроме того учатся культуре поведения в общественных местах.

Однако содержание деятельности коллектива не должно сводиться только к работе с детьми. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. В решении нашей главной задачи-воспитания грамотного пешехода – именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так мы сможем избежать случаев детского травматизма.

Ученые, исследуя проблему безопасного пребывания на улице детей дошкольного возраста, приходят к выводу о необходимости формирования у дошкольников ценностного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности, способности ориентироваться в пространстве и владения знаниями о правилах дорожного движения и самое главное их соблюдения.

Однако несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приемов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год