Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста |
ПДД детям | |
Автор: Баканова Виктория Викторовна | |
01.05.2025 19:02 | |
Актуальность проекта Тема краткосрочного проекта – формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. Идеи сохранения здоровья детей представлены в работах многих отечественных исследователей. Так, доцент кафедры дошкольного и специального образования Н.А. Шепилова с опорой на труды известных ученых Е.А. Аркина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., обращает внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, что позволит ему в дальнейшем развиваться как физически, так и интеллектуально.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 3. п. 3 признается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования». В дошкольных образовательных организациях проводятся мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, занятия по основам безопасного поведения на дорогах. Целью образовательной работы по ПДД является формирование у воспитанников ДОО и их родителей бережного отношения к здоровью, навыков безопасного поведения на дорогах. Однако проводимые мероприятия в недостаточной мере обеспечивают охрану жизни и здоровья участников дорожного движения. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма не теряет своей актуальности Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы, реализуемой в ДОО. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку. Основная цель деятельности педагогов ДОО по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:
Актуальность безопасного поведения детей на дорогах городах является предметом исследования многочисленных трудов авторов. Исследователь Н.Н. Авдеева предлагает программу для ДОО «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; К.Ю. Белая представляет конспекты ситуаций упражнений, бесед с детьми по темам безопасность на улице, дороге, природе; Л.А. Вдовиченко в своей работе демонстрирует основы безопасного поведения детей на улице и транспорте; Т.Г. Кобзева разработала систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, которая включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде; Н.Б. Неганова разработала методические рекомендации, направленные на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях; Л.Б. Поддубная занималась изучением вопроса формирования безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников; О.А. Скоролупова в своем труде предлагает педагогам тематическое планирования и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром; Е.В. Федотова описывает приемы работы с дошкольниками по формированию навыков поведения на дорогах и др. Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения является развитие пространственного представления и представление о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов. В процессе обучения очень важно не напугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность и невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является поведение взрослых на улице. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения, ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД. Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В процессе обучения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные и возрастные возможности, а также следует придерживаться следующих принципов:
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы работы, работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. В группе должно быть: оборудование для игр; настольные игры, дорожные знаки; макет перекрестка на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика». В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки». Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования. В любом возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы, таких как: «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова; «Что я видел» Б. Житкова; разучиванием стихов С. Михалкова «Моя улица»; В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек»; разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках. Знания детей о Правилах дорожного движения хорошо закрепляются и на творческих занятиях. Ребята могут слепить из пластилина всевозможные машины, пешеходов, светофор, изобразить в рисунках дома, переходы, светофоры, машины, дорожные знаки. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Азбуку движения дети постигают во время прогулок, наблюдая за окружающей обстановкой и при проведении подвижных игр, эстафет, а кроме того учатся культуре поведения в общественных местах. Однако содержание деятельности коллектива не должно сводиться только к работе с детьми. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. В решении нашей главной задачи-воспитания грамотного пешехода – именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так мы сможем избежать случаев детского травматизма. Ученые, исследуя проблему безопасного пребывания на улице детей дошкольного возраста, приходят к выводу о необходимости формирования у дошкольников ценностного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности, способности ориентироваться в пространстве и владения знаниями о правилах дорожного движения и самое главное их соблюдения. Однако несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приемов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме.
|