Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Актуальные вопросы развития систем менеджмента качества в образовательных организациях.
Педагогика
Автор: Басова Татьяна Александровна   
19.10.2017 21:38

Актуальные вопросы развития систем менеджмента качества в образовательных организациях.Актуальные вопросы развития систем менеджмента качества в образовательных организациях.

Басова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 60 «Золушка»

Актуальным вопросом развития систем менеджмента качества в образовательных организациях в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство образовательной организации нужно принять решение о разработке и внедрение системы менеджмента качества. В качестве модели СМК можно выбрать модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2001) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК:

  1. Ориентация на потребителя.
  2. Лидерство и поддержка со стороны руководство (лидерство руководителя).
  3. Вовлечение работников в процесс улучшения качества.
  4. Подход к системе как к процессу.
  5. Системный подход к управлению.
  6. Постоянное улучшение всех областей деятельности (постоянное улучшение).
  7. Партнерство с поставщиками. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
  8. Сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений (принятие решений, основанное на фактах).

(ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Гл. 3)

Разработка СМК включает несколько этапов, обобщенная последовательность которых представлена ниже

1. Формулирование стратегии, политики, целей и задач образовательного учреждения в области качества.

Составление плана по разработке, внедрению, поддержанию и совершенствованию СМК.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг, руководство разрабатывает Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.

Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством.

Также составляется и утверждается план по разработке и внедрению СМК.

2. Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества.

Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в работе, поэтому необходимо провести обучение высшего руководства в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Прежде всего, обучение должен пройти сам руководитель и уполномоченный по качеству от руководства. В этих целях лучше всего использовать в качестве базы обучения различные курсы повышения квалификации по направлению “Управление качеством”.

Целью данного этапа является формирование единых позиций руководства в области качества и подготовки специалистов, способных выполнять разработку соответствующих компонентов СМК.

Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы качества, должно проводиться обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации.

Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ.

3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения.

Стратегические цели и задачи спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и выражаются в планах конкретных действий и мероприятий с указанием критериев результативности, сроков выполнения и ответственных.

4. Формирование организационной структуры системы СМК.

Первым шагом этой работы назначение уполномоченного по качеству от руководства и создание Совета по качеству.

Формирование организационной структуры СМК:

  • четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
  • назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства ОУ (как правило, зам. директора);
  • формирование Совета по качеству;
  • назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.

5. Самооценка образовательной организации (обследование рабочих процессов).

Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации.

В качестве метода можно использовать методику рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, разработанная Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого (unico@novsu. ac. ru).

6. Разработка документации системы менеджмента качества

(Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции).

Наиболее сложным и длительным этапом в разработке СМК является процесс создания документации СМК.

В состав разрабатываемой документации СМК ОУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 входят:

  • руководство по качеству;
  • документированные процедуры, определяющие порядок реализации рабочих процессов;
  • рабочие и должностные инструкции и другие документы системы качества.

Комплект документации по системе качества,

включающий документированные процедуры по основным процессам образовательной организации и пять обязательных документированных процедур:

  1. Управление документацией.
  2. Управление записями по менеджменту качества.
  3. Внутренний аудит.
  4. Управление несоответствиями.
  5. Корректирующие и предупреждающие действия.
  6. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.

Для оценки результативности деятельности образовательной организации, её подразделений и отдельных процессов необходимо определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. Сформировать общую систему измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающих соответствующие процедуры:

  • измерения удовлетворенности внутренних и внешних потребителей – работодателей, персонала (преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;
  • мониторинга качества основных рабочих процессов с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;
  • оценки качества полученных знаний, навыков и умений обущающихся, включая процедуры текущего и заключительного контроля.

8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов.

Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

  • значения характеристик процесса находится вне установленных границ
  • значения характеристик процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние)
  • значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.

Для устранения причин несоответствий продукции и процессов могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия. Корректирующие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин и сведению к минимуму возможностей повторного появления выявленных несоответствий. Предупреждающие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

Корректирующие и предупреждающие действия являются составными частями процесса улучшения качества и предпринимаются адекватно последствиям выявленных или потенциальных несоответствий.

Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК образовательной организации.

Аудит качества это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в образовательной организации.

Принцип “непрерывного улучшения” является одним из основных моментов деятельности СМК ОУ. Связанные с качеством продукции цели должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации. Постоянное улучшение достигнутого качества должно всеми сотрудниками пониматься как всегда актуальная цель.

Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа (“цикл Деминга”): наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ. Цикл Деминга известен по аббревиатуре PDCA, что подразумевает: P – планирование (Plan), D – выполнение (Do), C – проверка (Check), А – действие /введение норм (Act).

Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей: внешних — учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей, внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.

Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.
  3. Анасимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань, 2001
  4. Методические рекомендации по организации и проведению самооценки вуза (ссуза) в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза.
  5. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.
  6. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, №1
  7. Шевелев Е.А., Крюков М.П. Управление качеством образовательной деятельности в ССУЗе // Среднее профессиональное образование, 2006, №7
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год