Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она?
Педагогика
Автор: Дмитриева Марина Викторовна Козлова Анна Юрьевна   
26.10.2021 19:51

Современный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она?Современный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она?

В последнее время в СМИ, в психологической и педагогической литературе все чаще поднимается тема детской игры, что в детском саду, и за его пределами, игра, особенно сюжетно-ролевая, постепенно уходит из жизни дошкольников, не достигает должного уровня, при котором ее можно назвать основным видом самостоятельной деятельность.

Однажды, приняв в детском саду старшую группу, были удивлены сюжетными играми детей, их тематикой и навыками. Для своего возраста дети играли элементарно, имели простой набор игровых действий (например, «дочки-матери»: взять куклы, раздеть-одеть, покормить из ложки, передвинуть кукольную мебель), длительность игры не превышала 12-15 мин., ограниченный выбор ролей. Что же происходило с игрой?

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что сюжетная игра не возникает сама по себе, а передается теми людьми, которые ей уже владеют, как и любая другая деятельность.

 

Каким же образом передаётся ребёнку игра? Естественным образом, когда ребенок входит в разновозрастную группу детей — от младших дошкольников, которые еще только учатся азам игры, до детей подросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе сюжетная игра проявляется во всей своей целостности и полноте. Старшие дети, развёртывая какой-то конкретный сюжет, используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт: это и игровые умения, и разнообразие тематик. Становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими её в такой непосредственной форме другому поколению младших детей.

Но современные дошкольники имеют мало возможностей общаться в неформальных разновозрастных группах: ранее существовавшие дворовые, соседские группы, группы братьев или сестер разного возраста теперь большая редкость, даже дети в составе одной семьи очень разобщены. Можно отметить негативное влияние современных гаджетов на формирование игровых детских коллективов.

Если говорить о детском саде, то здесь группы сформированы по возрастному принципу, разновозрастные группы редки и специфичны.

В такой ситуации именно воспитатели могут заменить дошкольнику недостающих старших друзей, помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, научить играть в сюжетно-ролевые игры, вовлекая его в игровой процесс.

В практическом плане для этого необходимо сначала заинтересовать детей. Взяв самые распространённые профессии, с которыми дети часто сталкиваются ( «Магазин», «Поликлиника»), насытить простыми атрибутами полочки магазина (бутылочки из-под йогурта, баночки и т.д.), обратить внимание детей на то, как магазины оборудованы (касса, прилавки), рассмотреть иллюстрации настоящих магазинов, какие они бывают, для чего используются конкретные предметы. Постепенно дети заинтересовываются и втягиваются в процесс.

Первые несколько игр воспитатели брали на себя роль продавца, а потом брали к себе в «помощники», «ученики» детей. Следующий этап игры был, когда дети смогли самостоятельно стать продавцами, а воспитатели — покупателями.

Вовлечь в игру всю группу детей – такой задачи не было, но в начале достаточно большое количество детей включились в эту игровую деятельность. Иногда в «Магазине» стояла «очередь». Иной раз приходилось «открывать» ещё несколько «отделов», т.к. многие хотели быть продавцами. На первых парах можно помочь детям организовывать игру: разделить магазин на два отдела — продуктовый и не продуктовый; продавцы работают посменно: сначала один работает, потом идёт отдыхать, а на работу выходит другой продавец. Затем, когда ажиотаж немного спал, дети стали играть спокойно по 3-4 человека. Но теперь к этой игре стали автоматически подключать другие сюжетные игры. Например: «Семья». Зачем нужны купленные в «магазине» предметы и «продукты», если их негде использовать по назначению? С помощью ненавязчивых вопросов ( «Света, ты купила шампунь, а кому ты будешь голову мыть? Дочке?» «Ксения, а кого ты будешь кормить йогуртом?») постепенно подводить детей к тому, что покупки, сделанные в магазине, можно использовать в другой игре.

Параллельно с игровой деятельностью очень хорошо проводить беседы с детьми по теме игры, побуждая их к наблюдательности, запоминанию. Это способствует значительному расширению деятельности детей в сюжетно-ролевых играх. Игра «Семья» уже не сводилась к элементарному манипулированию с игрушкой. Дети стали объединяться, стали играть более расширенно. Во всех сюжетно-ролевых играх следует стараться сделать так, чтобы дети сами распределяли роли без обид, без капризов. Но, если у детей не получается, помогать им. В дальнейшем, познакомившись с другими профессиями, деятельностью взрослых, можно интегрировать новые тематики в уже знакомые сюжетные игры.

Таким образом, выделяются несколько основополагающих принципов организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:

  • воспитатель играет вместе с детьми;
  • воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного детства;
  • воспитатель ориентирует ребенка как на осуществление самого игрового действия, так и на пояснения его смысла товарищам по игре (как сверстникам, так и взрослому), чтобы обеспечить и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с простого взаимодействия в парах в младшем возрасте.

Одним из важных компонентов, во многом определяющим успешность вовлечения детей в мир игры, является сам характер поведения воспитателя во время совместной игры, где он занимает позицию «играющего партнера». Тогда дети себя чувствуют свободными и равными в возможностях, не ощущают оценки со стороны взрослого. Воспитатель является старшим другом, который умеет хорошо и интересно играть. На каждом этапе дошкольного детства следует развертывать игру таким образом, чтобы дети могли перенять новый, более сложный способ ее построения.

Все это обеспечивает формированию у детей игровых способов, умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами. При этом важно не допускать принуждения со стороны воспитателя, навязывание тем, игровых ролей, формы игры. У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

По мере взросления детей должна меняться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведённого режима времени на неё.

Авторы статьи: Дмитриева М.В., Козлова А.Ю.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год