Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми.
Педагогика
Автор: Лазарева Мария Михайловна   
29.10.2020 19:15

Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми.Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми.

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы- детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

 

Скачать конспект

Одаренность-это системно развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Формы проявления одаренности:

Одаренность может быть: явная, т.е. у всех на виду -высокий уровень развития речи и мышления, хорошая память, любознательность, высокая познавательная активность и т.п.; скрытая, она незаметна для окружающих. В результате может быть ошибочное заключение об отсутствии одаренности такого ребенка.

Виды одаренности:

В зависимости от вида предпочитаемой деятельности у детей дошкольного возраста может быть выявлена склонность к:

  • психомоторной одаренности
  • коммуникативной одаренности
  • творческой одаренности.

Задача педагога вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков.

В начале учебного года наблюдая за детьми подготовительной группы во время НОД и в режимных моментах, наше внимание привлекла девочка 6 лет. Она проявляла высокий интерес ко всему окружающему, задавала много вопросов. Во время НОД она отвечала на вопросы раньше, чем мы успевали их полностью сформулировать, в разных видах деятельности была более успешна, чем сверстники. Она постоянно придумывала необычные истории, пересказывала сказки, экспериментировала с разными предметами, создавала необычные постройки.

Рассказав на педагогическом совете коллегам о том, что в нашей группе есть такой ребенок, было принято решение провести комплексное обследование на выявление одаренности. Работа с одаренными детьми проходила в несколько этапов:

На первом этапе был проведен анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей. Нами был заполнен лист вопросов по оцениванию свойств личности (методика «Карта одаренности «Хаана и Кафора» 5-10 лет). (фото) Так же на этом этапе было предложено родителям заполнить такой же лист вопросов. При подсчете результатов мы пришли к выводу, что полученные суммы баллов (они были примерно одинаковые у воспитателей и родителей) характеризуют высокую степень развития у ребенка интеллектуальной одаренности.

На втором этапе мы приступили к диагностике интеллектуальной одаренности. Нами был проведен тест интеллекта «Нарисуй человека», а так же диагностика интеллектуальной одаренности «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена, серии А и АВ). (фото) Результаты теста «Нарисуй человека» показали, что у ребенка высокий уровень развития.

Т.О. по результатам проведенной диагностики и теста, мы сделали заключение о том, что у ребенка высокая степень развития интеллектуальной одаренности.

Третий этап предполагает определение содержания работы с одаренным ребенком.

При работе с одаренными детьми необходимо обращать внимание на особенности психологии ребенка, помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками и взрослыми людьми. Следуя этим правилам, мы и строили свою работу.

Одаренные дети испытывают потребность в исследовательской деятельности, которая помогает им погрузиться в процесс обучения. В своей работе с одаренным ребенком мы используем:

1)метод проектов, который по нашему мнению, хорошо подходит для удовлетворения познавательного интереса и развития умственных способностей ( «Улица Привокзальная: история и современность». Итоговый продукт: создание фотоальбома для рассматривания «Моя улица»; «Строительные профессии», НОД по конструированию из лего деталей «Дом для друзей». «Мы помним, мы гордимся». Ведется подготовка к началу работы над проектом.

2)во время проведения НОД мы предлагаем ребенку индивидуальные задания повышенной сложности.

3)индивидуальная работа-создание проблемных ситуаций, ребенку предлагаются задачи поискового характера, интеллектуальные игры, игры на изучение группы. (примеры)

4)участие в интеллектуальных конкурсах (дипломы).

Четвертый этап-контроль над развитием познавательной деятельности. Система мониторинга достижения результатов в образовательной области «Познание». Проводится 2раза в год.

Пятый этап-работа с родителями, предполагает активное участие родителей в интеллектуальном развитии ребенка. В нашей группе практикуется: 1)совместная практическая деятельность (участие в проектах, помощь в создании развивающей среды) (фото); 2)индивидуальные консультации по взаимодействию с одаренным ребенком (примеры); 3)поощрение родителей (дипломы).

В заключении хотелось бы сказать, что главная задача воспитателей и родителей — привить желание к серьезной творческой работе. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество и взаимодействие взрослого и ребенка.

Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, — реальны. Главное- верьте и действуйте».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год