Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
Педагогика
Автор: Щербакова Надежда Дмитриевна   
04.11.2020 23:55

Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»

Аннотация. В статье рассматривается значение сюжетно – ролевой игры в процессе становления личности ребенка. Приводятся доводы в пользу основополагающей роли воспитателя в этом процессе.

Ключевые слова: ФГОС, сюжетно – ролевая игра, социализация.

Если нам когда – нибудь предложат представить ребенка, который бы не любил играть, эта задача окажется для нас непосильной. Ребенок и игра – вещи, неотделимые друг от друга. Игра для ребенка не только развлечение, но и один из ведущих способов познания окружающей действительности, важнейшее средство воспитания и обучения.

Разновидностей игр великое множество. В данной статье акцентируем внимание на сюжетно – ролевой, поскольку именно она занимает ведущее место в жизни детей старшего дошкольного возраста. [1, 58 — 60]

 

Сюжетно – ролевая игра представляет собой искусственное воссоздание условий, отображающих распространенные жизненные ситуации. Во время организации игровой деятельности детей основная задача воспитателя заключается в том, чтобы подойти к данному процессу творчески: включить в игру большое количество ролей, желательно из разных сфер социальной жизни, использовать идеи произведений художественной литературы, найти идеальное сочетание вымышленных и реальных героев. Вживаясь в ту или иную роль, ребенок полноправно может считать себя социально — значимым лицом, упражняется в выстраивании общения со своими сверстниками, учиться разрешать конфликты мирно.

Особенностью игр данной категории является и создание условий для обмена детей опытом друг с другом. Зачастую каждый отдельно взятый малыш владеет достаточно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же дети стараются перенять друг у друга имеющиеся знания.

Ввиду этого развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и его личность в целом, происходит активное стимулирование воображения, совершенствование всех видов памяти. Всецело погружаясь в игру, ребенок осознает смысл своего существования в обществе, значение общения в целом. Лишение ребенка возможности играть в сюжетно – ролевые игры может привести к недоразвитой социальной мотивации, влечет за собой несформированность основных социальных позиций. [2, 124 — 125]

Ведущую роль в организации сюжетно – ролевой игрой играет не кто иной как воспитатель. Именно он находится рядом с детьми большую часть времени суток. Чем старше дети, тем опосредованнее становится позиция педагога, однако в любой возрастной группе педагог – это прежде всего друг и партнер.

Педагог должен ненавязчиво способствовать развитию замысла игры, незаметно расширять ее содержание, уточнять игровые действия и роли, связанные с ними. Важно скорректировать направление игры таким образом, чтобы сохранить уже возникший творческий замысел воспитанников. В этом могут помочь такие средства, как чтение художественных произведений, организация наблюдений, ситуативный разговор. Сюжеты детских игр достаточно однообразны и роль педагога состоит как раз в том, чтобы расширить тематику игр, способствовать обогащению их содержания, оказании помощи в овладении ролевым поведением. [1, 58 — 60]

Огромное значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет предметно – пространственная среда. От ее наполнения всецело зависит уровень проявления детской инициативы. Игровые центры необходимо своевременно обновлять и пополнять. Это позволит поддержать интерес детей к игре. Не стоит забывать и о том, что сюжеты игр необходимо периодически изменять. Это зависит от интереса детей к той или иной теме, сезона, лексической темы. В соответствии с ФГОС ДО наравне с традиционными тематическими центрами рекомендовано оборудовать и гендерные центры для мальчиков и девочек отдельно. В группе должны находится атрибуты для сюжетно – ролевых игр, соответствующих половой принадлежности воспитанников. [3, 53 — 56]

Период дошкольного детства – это возраст, когда происходит закладка фундамента моральных качеств, проходит становление эмоционально-волевой сферы, формируется опыт повседневного общения, активно развивается речь. И именно в этот отрезок времени необходима помощь грамотно организованной сюжетно – ролевой игры.

Список использованной литературы

  1. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. — № 4.- 2005. -с. 58-60
  2. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. — № 4.-2005. -с. 124-125
  3. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — № 4.-2002. -с. 53-56.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год