Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Педагогика
Автор: Белич Наталья Сергеевна, Мельник Лариса Вячеславовна   
26.02.2023 10:00

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУСОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

  • Белич Наталья Сергеевна, заведующий МБДОУ№110
  • Мельник Лариса Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ№110

Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем современного образования. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию его творческой личности.

 

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, современные технологии, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Перед руководителями ДОУ зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через современные, нетрадиционные, интерактивные технологии, методы и формы работы с педагогами, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

В работу с педагогическим коллективом МБДОУ №110 были выбраны такие педагогические технологии:

  1. Технология мозгового штурма это решение проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой педагогам предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых нестандартных. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике. Данная технология состоит из нескольких этапов: постановка проблемы, выдвижение идей, анализ идей, выработка документа. Стимулом для воображения участников и увеличения количества идей может стать соревнование между группами: «Какая из них выдвинет больше идей?». Соперничество всегда мотивирует затрату усилий. Эффективность мозгового штурма снижается, если в общий разговор включаются постоянно одни и те же лица. Анализ идей может осуществляться другими людьми, у нас это аналитическая группа. Они выбирают самые интересные идеи, а не отбрасывают худшие и, если необходимо, выдвигают уже их на мозговой штурм. Самые лучшие идеи — результат коллективного творчества. Заключительный этап предполагает выработку какого-то документа. Это могут быть рекомендации, план, решение педагогического совета. В воспитательно-образовательной работе МБДОУ №110 применение технологии «мозгового штурма» обеспечивает активность каждого педагога нашего дошкольного учреждения, но следует понимать, что он дает первичные идеи, которые необходимо апробировать или сослаться на эффективный опыт. Если этого нет, конечный результат, который можно тут же внедрить, не получится.
  2. Творческая мастерская в работе с педагогами позволяет создать условия для самостоятельной и творческой деятельности ее участников, повысить их педагогическую компетентность, развить творческую инициативу, креативное мышление, умение работать коллективно, плодотворно сотрудничать друг с другом, находить нестандартный выход из проблемной ситуации. Педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими умениями показывает ее реализацию. Творческая мастерская — это форма взаимодействия, которая создает условия для получения каждым педагогом нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Каждый участник мастерской, используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результатом работы педагогов нашего ДОУ становится не только реальные знание или умение, важен сам процесс создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством этого процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

3. Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу, позволяет общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться всем участникам образовательного процесса.

Участвуя в мастер-классах педагоги нашего дошкольного учреждения имеют возможность познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками для дальнейшего повышения уровня саморазвития; приобретают и закрепляют теоретические знания и умения на практике в качестве наблюдения за действиями мастера и повторяют данные действия под его руководством.

Взаимодействие всех участников мастер-класса с получением конечного продукта; креативный, высокоинформативный, инициативный, продуктивно – деятельностный подход обучающей формы; объединение неравнодушных людей, их повышенная мотивация к освоению предложенного материала. К участию в мастер-классах мы приглашаем как опытных, так и начинающие педагогов.

4. Педагогический ринг — ориентирует педагогов нашего ДОУ на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

  • общая эрудиция;
  • профессиональные знания, умения, навыки;
  • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

5. Семинар – практикум в нашем дошкольном учреждении планируем ежегодно. Он направлен на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика строится на запросах воспитателей и связана с задачами годового плана. Семинары помогают повысить научно-теоретический уровень педагогов и совершенствовать их профессиональную компетентность. Проведение таких семинаров позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. В ходе семинара-практикума предусматривается обсуждение различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

6. Коучинг–сессия — одна из новейших форм организации работы с педагогическим коллективом. Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга. В процессе коучинг-сессии педагоги не получают советы и рекомендации, а только отвечают на вопросы, которые им задаёт консультант, и сами находят пути для решения проблем. Это интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. В нашем педагогическом коллективе такую технологию используем в работе с аттестуемым педагогом. Из опыта работы нашего дошкольного учреждения, данная технология может хорошо сработать, если вы выстраиваете взаимодействия разных по статусу педагогов. Хотя первоначальная цель — обучить менее опытного, коучинг не менее полезен и для самого коуча. Когда человек оценивает другого по каким-то заданным параметрам, он начинает оценивать и самого себя.

7. Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод в нашем дошкольном учреждении позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. При использовании этого метода каждый педагог может: сосредоточиться на содержании; действовать целенаправленно; сохранить возможность для импровизации; проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения; проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке. Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы. Метод «Модерации» может применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства (ТОП), которая также предусматривает: активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Технология открытого пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Хочу отметить, что в нашем ДОУ данные технологии мы иногда применяем при организации педсовета. При использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП?

Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом «Модерации»:

  • Первый этап — опрос педагогов. В начале педсовета проводится опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, в их работе.
  • Второй этап — поиск. Поиск самого актуального для педагогов вопроса, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Педагоги, на листках анонимно пишут вопрос. После, собранные листки группируются по темам или направлениям работы. На этом этапе у некоторых педагогов возникают затруднения в формулировке вопроса, особенно у молодых специалистов, поэтому лучше заранее нацелить их на специфику педсовета, познакомить с темой.
  • Третий этап — выбор. На плакате помещаются все собранные у педагогов листки с ответами и распределяются по содержательным кластерам (группам). Затем все члены педагогического совета делятся на рабочие группы в зависимости от количества кластеров.
  • Четвертый этап — проработка. Педагоги в рабочих группах детально работают над выделенной темой. Надо отметить, что на этом этапе при первоначальном использовании этого метода у некоторых педагогов возникают проблемы в обсуждении вопросов. Они сначала не понимают, как можно обсуждать вопрос, на который они сами хотят получить ответ. Они ждут, когда им кто – либо объяснит или детально расскажет, как решить эту проблему. Понимание приходит только в процессе обсуждения вопроса. Поэтому иногда необходима помощь лидера (руководителя или методиста). В помощь педагогам раздаются заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы. Педагоги выбирают те карточки, на которых вопросы им более понятны и близки.
  • Пятый этап — мероприятия – как заказ на работу. Обсуждение конкретных мероприятий для решения проблемы.
  • Шестой этап — заключение. Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения?) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения.

8. Одной эффективных технологий, используемой в нашем дошкольном учреждении, является проведение «Аукциона педагогических идей». Цель проведения аукциона — повышение профессиональной компетентности и творческой активности педагогических работников в области применения современных образовательных технологий.

Задачи аукциона:

  1. Организация обмена опытом педагогическими работниками по применению инновационных образовательных технологий.
  2. Формирование банка методических идей и эффективных педагогических приемов, способствующих повышению качества образовательного процесса.
  3. Выявление творчески работающих педагогов, имеющих высокий профессиональный рейтинг, и создание условий для их личностной и профессиональной самореализации.
  4. Содействие в формировании портфолио профессиональных достижений педагогических работников ДОУ.

Для нашего педагогического коллектива «Аукциона педагогических идей» является ярким примером обобщения лучшего опыта работы по различным направлениям образовательного процесса, позволяет создать условия для профессионального и личностного развития педагогов, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении знаний и умений в организации образовательной деятельности.

Благодаря работе различных аукционов в методическом кабинете ДОУ значительно пополнился банк методических идей и эффективных педагогических приемов, способствующих повышению качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Отличительные черты нашего педагогического коллектива — стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Разработка и применение вышеперечисленных технологий в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Практика показала, что работа ДОУ с использованием современных технологий дошкольного образования позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы и мастерство наших педагогов, Постепенно увеличивается количество педагогов, стремящихся к активному саморазвитию, они растут профессионально, повышается уверенность в своих силах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год