Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Педагогика
Автор: Стручкова Алина Александровна   
01.03.2023 12:54

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы перехода консервативного образования на этап цифровизации, раскрыта эффективность и особенности применения мультимедийных средств в образовательном процессе с дошкольниками и семьями.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийный образовательный ресурс, информатизация, цифровизация, цифровые образовательные ресурсы, образовательный процесс.

Анализ современного образования указывает на то, что актуальным направлением сейчас выступает информатизация и цифровизация образовательного процесса. Дошкольное образование не является исключением из правил. Опрос педагогов и родителей воспитанников показал, что наилучший способ взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи — использование информационных технологий. Консервативные взгляды педагогов на дошкольное образование необходимо переплетать с интенсивно развивающейся системой, которая соединяет в себе быстрое получение информации с цифровых носителей, ее переработку и донесение до подрастающего поколения в виде структурированного материала с помощью различных мультимедиа. Педагог должен не только обладать знаниями в этой области, но и уметь эффективно применять их в своей педагогической деятельности.

 

Мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ: повышают эффективность работы педагогов, снижают общую трудоемкость и уровень утомляемости, экономят время, оптимизируют рабочие процессы, совершенствуют различные формы обучения и воспитания детей, надежно и безопасно обеспечивают информационное взаимодействие с внешней средой.

Мультимедиа представляют собой широкий спектр функций: технологию обработки информации, информационный материал, компьютерный программный продукт, статистическую визуализацию (текст, картинка), динамическую информацию (аудио, видео, анимация), компьютерные инструменты для обработки и хранения информации [4].

Рассмотрим виды мультимедийных образовательных ресурсов:

1. Мультимедийные интерактивные презентации, анимированные мультфильмы и дидактические игры. Такой вид цифрового образовательного ресурса позволяет активизировать познавательную активность дошкольников, задействовать различные виды памяти детей (зрительную, слуховую, моторную), последовательно выстраивать введение нового материала с опорой на наглядность, закреплять полученные знания, возвращаясь или останавливаясь на сложных для восприятия моментах, развивать их творческие способности.

Кроме того, мультимедийные презентации могут разрабатывать и сами родители, привлекая к творческому процессу детей. Презентации помогают систематизировать накопленные знания, которые впоследствии ребенок может представить своим сверстникам. Яркий пример: при реализации того или иного проекта семья ищет информацию в сети Интернет, готовит презентацию в формате Powerpoint, после чего ребенок представляет собранный материал своим одногруппникам в детском саду и педагогу, что в свою очередь является прекрасным средством развития навыков логической связной речи и формирования у него уверенности в своих силах.

2. Обучающие (развивающие) видеоуроки. Видеоролики являются эффективной формой взаимодействия педагогов как с детьми, так и с родителями.

Просмотр дошкольниками развивающих видео позволяет визуализировать введение новых знаний, доступно разъяснять основные понятия, свойства и особенности окружающего мира. Короткие неперегруженные ролики для маленьких исследователей выстраивают обычно таким образом, чтобы кроме получения новых знаний в интересной форме была возможность проверить их усвоение — вводят мини-игру. Преимуществом данного метода обучения является не только красочность, но и четкая озвучка, что помогает понять основной смысл и запомнить новые слова.

В работе с родителями видеоролики выступают актуальной интерактивной формой взаимодействия. Педагогом подбираются темы, направленные на решение разных проблем. Такая форма работы позволяет реализовать индивидуальное взаимодействие, предоставлять непрерывную консультационную помощь различной тематической направленности с упором на советы профессионалов (психологов, логопедов, инструкторов и т.д.).

Для создания и использования мультимедиа применяют различное оборудование. Кроме компьютеров и ноутбуков широкую популярность сегодня получают:

1. Интерактивные доски. В последнее время они стали универсальным дидактическим средством, реализующим следующие средства:

  • интерактивность — возможность работы с информацией и ее преобразование
  • транслирование — перенос информации на обычную доску для фронтального взаимодействия с воспитанниками, сочетая индивидуальные и групповые формы обучения
  • визуализация — возможность быстрого просмотра объектов, схем и т.д. для дальнейшего обсуждения
  • графическое комментирование — возможность отмечать на изображении комментарии в виде различных символов
  • развитие моторики — возможность рисовать на поверхности интерактивной доски пальцами
  • дистанционное использование — возможность выводить информацию с интерактивной доски на любой компьютер и вносить изменения, делая пометки (особенно актуально при организации видеоконференций) [5].

2. Интерактивные панели представляет собой инструмент работы педагога, который располагается на рабочем стол и позволяет вывести информацию на любую поверхность отображения, например: проектор и экран или плазменная панель. Встроенная программа также позволяет мгновено делать пометки поверх изображений с помощью специального пера/стилуса.

3. Беспроводные планшеты еще более унифицированы, чем интерактивная панель. За счет своих компактных габаритов планшет позволяет педагогу перемещаться по аудитории, держа его в руках. Беспроводные планшеты также хороши при индивидуальной работе с ребенком. Все пометки делаются на планшете с помощью специального пера.

За счет внедрения в совместную работу с детьми различных мультимедиа, происходит трансформация методов обучения. Так, словесные методы обучения подаются в виде текстовой информации на экран, который может воспроизводиться диктором; наглядные методы позволяют визуализировать процессы, невозможные для рассмотрения в реальном времени; практические методы обучения в виде упражнений и практических работ выступают в виде виртуальных практических действий, плоскостного и пространственного моделирования; методы контроля упрощены до машинной обработки, что позволяет быстро и объективно дать оценку результатов и скорректировать их.

Нужно понимать, что применение в образовании цифровых технологий не может привести к автоматическому повышению качества образования. Кроме неоспоримых преимуществ мультимедиа могут носить и негативный характер при неумелом использовании. В данном случае ответственность за это лежит на административном персонале дошкольной организации, что отражено в современных требованиях законодательства. Руководитель и его заместитель по воспитательной и методической работе обязаны предусмотреть обучение педагогов и специалистов методикам применения и использования цифровых средств в работе с детьми и их родителями. Такими средствами эффективно выступают курсы повышения квалификации, семинары, трансляции педагогического мастерства, организация мастер-классов, педагогических советов и т.д. Так, модель внедрения мультимедийных средств в образовательный процесс детского сада должна выглядеть следующим образом: обучение педагогов и специалистов→установка и настройка мультимедийного оборудования→подготовка материалов (создание) →применение материалов на занятиях→контроль (оценка влияния мультимедиа на качество образовательного процесса) [2].

Итак, мы можем сказать, что продукты мультимедиа включают в себя представление информации с помощью программного обеспечения, наличия нескольких сюжетных линий и использование художественного дизайна. Применение мультимедийных средств в образовательном процессе существенно расширяет функционал педагога и повышает информативность только в том случае, когда воспитатель имеет высокую компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий. Грамотное применение мультимедиа позволит повысить качество и эффективность дошкольного образования, выстроить работу с семьей.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт; Модек. – 2002.
  2. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. – 2010. – № 16.
  3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Идеальный сервис», 2013. – С. 115-126.
  4. Петрова Н.П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева //Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №59 (78). – С. 353–355.
  5. Смышляев А.А. Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №6 (25).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год