Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
Педагогика
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
18.04.2023 16:14

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙНОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Т. И. Золотарева Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского р-на Белгородской обл.»

Аннотация. Статья посвящена новым формам работы с родителями по преемственности воспитания семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: дети, родители, новые формы работы, воспитание

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитал.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит. Саади

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

 

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребенку: одежда, дом, еда, образование, любовь. Все это родители дают ребенку, все, за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям, прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т. д.). Любить независимо ни от чего. Вот такой безоговорочной, безусловной любви к ребенку и не хватает молодым родителям.

Традиционные формы работы с родителями: родительские собрания и консультации, желаемого результата современным родителям не давали. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что родители и педагоги воспитывали ребенка изолировано друг от друга.

Решили заинтересовать, вовлечь родителей в создание единого образовательного пространства – «детский сад-семья». Для достижения этой цели решили организовать работу по 4 направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

При выборе форм работы с родителями мы учитывали тип семьи (ее существенные характеристики, кто доминирует) и стиль семейных взаимоотношений.

С этой целью провели анкетирование родителей. Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

Для мам и пап вновь поступивших детей организовали встречи в «Клубе молодая семья». Обсуждали проблемы адаптации, а также получили ответы на интересующие вопросы, учились играть, взаимодействовать с детьми. Очень важно, чтобы родители создавали положительный настрой, поддерживали у ребенка мотивированный интерес к детскому саду, сверстникам.

После летнего отдыха многим воспитанникам приходилось вновь привыкать к режиму детского сада. Для успешной адаптации этих детей провели «День открытых дверей». Родители посещали ОД, прогулки, общались со специалистами, заполняли анкеты с отзывами и пожеланиями.

Налаживание взаимоотношений, установление сотрудничества и доверия помогли индивидуальные беседы-консультации. Педагоги узнали индивидуальные особенности ребенка, стиль отношений в семье, методы родительского воспитания, а также взяли на заметку положительный опыт семейного воспитания. По результатам бесед родителям предлагали консультации: заведующей, психолога, медсестры. Такая работа вызывала у родителей доверие, они отвечали взаимностью.

Печатная информация имеет большое значение в нашей работе с родителями. Интересующие вопросы не все родители могут задать воспитателю, но они всегда могут найти ответ на обновленных информационных листах.

Интересно проходит встреча с родителями на родительских собраниях на тему: «Познай себя как родитель», «За чашкой чая». В общие и групповые собрания обязательно включаем фрагменты ОД с детьми, блиц-ответы психолога, современные игры, упражнения родителей с детьми, так как проделанное запоминается на 70 % больше, чем услышанное и увиденное. Родители на родительских собраниях делятся своими проблемами, которые возникают в воспитании детей. Психолог помогает им разобраться в сложных ситуациях, знакомит с соответствующей литературой, показывает видеофильмы с рассказами детей о своей семье, с различными педагогическими ситуациями при участии воспитателей, детей, родителей. Психолог родителям предлагает анкеты. Анкетирование показало, что самыми любимыми мероприятиями для родителей являются мероприятия с участием детей. Поэтому все праздники, театрализованные представления, ОД, спортивные мероприятия с детьми стали открытыми. В результате у родителей изменилось отношение к ребенку (он много знает) и к педагогам (занимается много с детьми).

Активно посещают родители практические семинары: «Закаливание детей дома», «Попробуй повтори». «Поделки из природного материала», «Расти здоровым». «Чистота – та же красота».

Особое место в работе с родителями занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Рисуем вместе с папой», «Шьем игрушку вместе с мамой», «Моя Родина», «Мир насекомых», «В гостях на других планетах». Главная цель таких мероприятий — сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставка современного творчества воспитывает трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, любовь к Родине, к своей семье.

Проведение фотовыставок «Моя мамочка», «Самый лучший папа», «Наши дни рождения», «День здоровья» имеет огромное значение в патриотическом воспитании детей. Они воспитывают уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляют взаимоотношения в семье. Дети с удовольствием показывают фотографии своих родителей, рассказывают о них и путешествиях вместе с ними.

Взрослые и дети очень любят дни выставок «Семейное хобби». Это коллекции марок, старинных монет, мягких игрушек, модели машин, открыток, фантиков, киндер-сюрпризов. Участниками таких выставок становятся более старшее поколение: дедушки и бабушки. Главное — вместе с ребенком рассказать интересные истории о своем увлечении, которые с удовольствием послушают другие дети. Это способствует обогащению личного опыта детей, формирует интерес к коллекционированию, расширяет кругозор ребенка.

В нашей группе есть еще одна интересная традиция «Подарок малышам». Родители вместе с детьми активно участвуют в ней. У многих дома есть игрушки и книги, из которых дети «выросли». С удовольствием дети дарят их малышам. Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Воспитываем бережное отношение к старым вещам, желание сделать сюрприз, подарок тому, кто меньше. Формируем умение не только принимать подарки, но и делать их, дарить добро, внимание другим.

Интересной формой работы с родителями является проведение праздников в группе: «Папа, мама, я – дружная семья» (родители проявили смекалку и фантазию в конкурсах-забавах), «Самая оригинальная шляпка» (мамы продемонстрировали выдумку, талант, творчество). Все получают от таких конкурсов огромное удовольствие.

Любят дети и родители вечера: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и другие. Такие вечера сближают родителей, воспитателей и детей, помогают создать эмоциональный комфорт в группе.

Стали находкой для знакомства детей с детьми другой группы «Маленькие концерты» (дети вместе с родителями приходят в гости к детям другой группы, показывают сказку или небольшой концерт). Расширяются границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами.

Совместно с родителями проводятся экскурсии в музей изобразительного искусства, посещение театра, зоопарка, цирка, поездка на природу.

Используя новые формы работы с родителями, дети начинают воспринимать родителей по-новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует, поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Средняя группа от 4 до 5 лет: родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект карт / Н.В. Додокина. — М.: Учитель, 2018. — 416 c.
  2. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников/А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. -М: Детство-Пресс, 2018_378с
  3. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 201 9. — 149 с.
  4. Шнейдер, Л. Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник: Практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 576 с.
  5. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год