Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
Педагогика
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
18.04.2023 16:14

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙНОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Т. И. Золотарева Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского р-на Белгородской обл.»

Аннотация. Статья посвящена новым формам работы с родителями по преемственности воспитания семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: дети, родители, новые формы работы, воспитание

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитал.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит. Саади

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

 

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребенку: одежда, дом, еда, образование, любовь. Все это родители дают ребенку, все, за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям, прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т. д.). Любить независимо ни от чего. Вот такой безоговорочной, безусловной любви к ребенку и не хватает молодым родителям.

Традиционные формы работы с родителями: родительские собрания и консультации, желаемого результата современным родителям не давали. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что родители и педагоги воспитывали ребенка изолировано друг от друга.

Решили заинтересовать, вовлечь родителей в создание единого образовательного пространства – «детский сад-семья». Для достижения этой цели решили организовать работу по 4 направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

При выборе форм работы с родителями мы учитывали тип семьи (ее существенные характеристики, кто доминирует) и стиль семейных взаимоотношений.

С этой целью провели анкетирование родителей. Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

Для мам и пап вновь поступивших детей организовали встречи в «Клубе молодая семья». Обсуждали проблемы адаптации, а также получили ответы на интересующие вопросы, учились играть, взаимодействовать с детьми. Очень важно, чтобы родители создавали положительный настрой, поддерживали у ребенка мотивированный интерес к детскому саду, сверстникам.

После летнего отдыха многим воспитанникам приходилось вновь привыкать к режиму детского сада. Для успешной адаптации этих детей провели «День открытых дверей». Родители посещали ОД, прогулки, общались со специалистами, заполняли анкеты с отзывами и пожеланиями.

Налаживание взаимоотношений, установление сотрудничества и доверия помогли индивидуальные беседы-консультации. Педагоги узнали индивидуальные особенности ребенка, стиль отношений в семье, методы родительского воспитания, а также взяли на заметку положительный опыт семейного воспитания. По результатам бесед родителям предлагали консультации: заведующей, психолога, медсестры. Такая работа вызывала у родителей доверие, они отвечали взаимностью.

Печатная информация имеет большое значение в нашей работе с родителями. Интересующие вопросы не все родители могут задать воспитателю, но они всегда могут найти ответ на обновленных информационных листах.

Интересно проходит встреча с родителями на родительских собраниях на тему: «Познай себя как родитель», «За чашкой чая». В общие и групповые собрания обязательно включаем фрагменты ОД с детьми, блиц-ответы психолога, современные игры, упражнения родителей с детьми, так как проделанное запоминается на 70 % больше, чем услышанное и увиденное. Родители на родительских собраниях делятся своими проблемами, которые возникают в воспитании детей. Психолог помогает им разобраться в сложных ситуациях, знакомит с соответствующей литературой, показывает видеофильмы с рассказами детей о своей семье, с различными педагогическими ситуациями при участии воспитателей, детей, родителей. Психолог родителям предлагает анкеты. Анкетирование показало, что самыми любимыми мероприятиями для родителей являются мероприятия с участием детей. Поэтому все праздники, театрализованные представления, ОД, спортивные мероприятия с детьми стали открытыми. В результате у родителей изменилось отношение к ребенку (он много знает) и к педагогам (занимается много с детьми).

Активно посещают родители практические семинары: «Закаливание детей дома», «Попробуй повтори». «Поделки из природного материала», «Расти здоровым». «Чистота – та же красота».

Особое место в работе с родителями занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Рисуем вместе с папой», «Шьем игрушку вместе с мамой», «Моя Родина», «Мир насекомых», «В гостях на других планетах». Главная цель таких мероприятий — сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставка современного творчества воспитывает трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, любовь к Родине, к своей семье.

Проведение фотовыставок «Моя мамочка», «Самый лучший папа», «Наши дни рождения», «День здоровья» имеет огромное значение в патриотическом воспитании детей. Они воспитывают уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляют взаимоотношения в семье. Дети с удовольствием показывают фотографии своих родителей, рассказывают о них и путешествиях вместе с ними.

Взрослые и дети очень любят дни выставок «Семейное хобби». Это коллекции марок, старинных монет, мягких игрушек, модели машин, открыток, фантиков, киндер-сюрпризов. Участниками таких выставок становятся более старшее поколение: дедушки и бабушки. Главное — вместе с ребенком рассказать интересные истории о своем увлечении, которые с удовольствием послушают другие дети. Это способствует обогащению личного опыта детей, формирует интерес к коллекционированию, расширяет кругозор ребенка.

В нашей группе есть еще одна интересная традиция «Подарок малышам». Родители вместе с детьми активно участвуют в ней. У многих дома есть игрушки и книги, из которых дети «выросли». С удовольствием дети дарят их малышам. Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Воспитываем бережное отношение к старым вещам, желание сделать сюрприз, подарок тому, кто меньше. Формируем умение не только принимать подарки, но и делать их, дарить добро, внимание другим.

Интересной формой работы с родителями является проведение праздников в группе: «Папа, мама, я – дружная семья» (родители проявили смекалку и фантазию в конкурсах-забавах), «Самая оригинальная шляпка» (мамы продемонстрировали выдумку, талант, творчество). Все получают от таких конкурсов огромное удовольствие.

Любят дети и родители вечера: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и другие. Такие вечера сближают родителей, воспитателей и детей, помогают создать эмоциональный комфорт в группе.

Стали находкой для знакомства детей с детьми другой группы «Маленькие концерты» (дети вместе с родителями приходят в гости к детям другой группы, показывают сказку или небольшой концерт). Расширяются границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами.

Совместно с родителями проводятся экскурсии в музей изобразительного искусства, посещение театра, зоопарка, цирка, поездка на природу.

Используя новые формы работы с родителями, дети начинают воспринимать родителей по-новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует, поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Средняя группа от 4 до 5 лет: родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект карт / Н.В. Додокина. — М.: Учитель, 2018. — 416 c.
  2. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников/А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. -М: Детство-Пресс, 2018_378с
  3. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 201 9. — 149 с.
  4. Шнейдер, Л. Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник: Практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 576 с.
  5. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год