Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Педагогика
Автор: Бычкова Татьяна Петровна   
13.12.2023 16:03

«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Т. П. Бычкова Тьютор МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка

В настоящее время растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост численности детей с ОВЗ в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Для этого требуется освоение профессии «Тьютора».

В настоящий момент данная специальность быстро завоевывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.

 

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся адаптированной образовательной программы.

Задачей тьютора — является приспособление учебного процесса под потребности детей, адаптация для него учебного и игрового материала.

Первое на что обращается внимание – это особенности восприятия ребенка. Как правило, для всех категорий детей с ОВЗ характерен замедленный процесс получения и переработки информации, включение в деятельность с запаздыванием, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря инструкции в процессе выполнения заданий.

Такой опыт успешно реализуется на базе МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» п. Чернянка, в котором организовано совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и типично развивающихся дошкольников в условиях комбинированных групп. В начале взаимодействия с подопечным тщательно изучаются его возможности и дефициты, используя при этом не только документацию, но и собственные наблюдения. В процессе работы необходимо как можно больше учитывать особенности и возможностях ребенка. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, выделяются требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях.

Организация учебного процесса, построение коррекционной работы отличаются своей спецификой, имеют особые задачи и строятся на особых подходах, предлагаемых специальной психологией и коррекционной педагогикой. Для профилактики перевозбуждения нервной системы в режимных моментах на постоянной основе проводятся минутки тишины. Все это требует от тьюторавнимательного отношения к дозированию нагрузки на ребенка, увеличения сроков предъявления нового материала для выполнения действий с ним, частого повторения инструкций, внешнего стимулирования деятельности ребенка.

Как только налажен контакт с ребенком, поступившим в группу, начинаем обучение первым навыкам: убирать за собой игрушки в коробку и относить ее на место, сидеть за столом, держать карандаш, слушать воспитателя, выполнять задание. На конец учебного года ребенок адаптируется к правилам и режиму группы.

Для успешной коррекционно-развивающей работы необходима организованная окружающая среда, наполненная разного рода стимуляторами. Центры тактильности стимулирующие познание мира через прикосновения развивают познавательные процессы, сюда входят:

«Чудесные мешочки»,

«Тактильное лото»,

«Напольные дорожки»,

«Шершавые геометрические фигуры».

Центр развития мелкой моторики включают в себя различные бизиборды, пирамидки, графические тренажеры, лабиринты. Каждый утро проводятся занятия закрепляющие знания по лексической теме недели и включающие в себя артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику и игры суд-джок. На каждую лексическую тему, создана картотека здоровья сбережения дошкольников.

На групповых занятиях происходит генерализация знаний и умений, освоенных детьми ранее индивидуально, также осваиваются навыки, необходимые для обучения в группе – выполнять деятельность по очереди, спокойно ждать свою очередь, не отбирать желаемый предмет и отдавать его, когда придет время, много времени уделяется совместной игре педагог-ребенок и ребенок-ребенок.

Основная задача детского сада — максимально подготовить детей к школе, научить социально-приемлемому поведению.

Все дети уникальны, и для каждого из них нужно подбирать уникальную комбинацию методов и стратегий воспитания, обучения и коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», Ковалева Т.М. М., Образовательный центр «Участие», 2009.
  2. «Тьютор и воспитанник. Педагогическое взаимодействие систем ценностей», С. В. | Яковлев, М.: Инфра-М, 2017
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год