Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Педагогика
Автор: Бычкова Татьяна Петровна   
13.12.2023 16:03

«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»«ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Т. П. Бычкова Тьютор МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка

В настоящее время растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост численности детей с ОВЗ в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Для этого требуется освоение профессии «Тьютора».

В настоящий момент данная специальность быстро завоевывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.

 

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся адаптированной образовательной программы.

Задачей тьютора — является приспособление учебного процесса под потребности детей, адаптация для него учебного и игрового материала.

Первое на что обращается внимание – это особенности восприятия ребенка. Как правило, для всех категорий детей с ОВЗ характерен замедленный процесс получения и переработки информации, включение в деятельность с запаздыванием, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря инструкции в процессе выполнения заданий.

Такой опыт успешно реализуется на базе МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» п. Чернянка, в котором организовано совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и типично развивающихся дошкольников в условиях комбинированных групп. В начале взаимодействия с подопечным тщательно изучаются его возможности и дефициты, используя при этом не только документацию, но и собственные наблюдения. В процессе работы необходимо как можно больше учитывать особенности и возможностях ребенка. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, выделяются требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях.

Организация учебного процесса, построение коррекционной работы отличаются своей спецификой, имеют особые задачи и строятся на особых подходах, предлагаемых специальной психологией и коррекционной педагогикой. Для профилактики перевозбуждения нервной системы в режимных моментах на постоянной основе проводятся минутки тишины. Все это требует от тьюторавнимательного отношения к дозированию нагрузки на ребенка, увеличения сроков предъявления нового материала для выполнения действий с ним, частого повторения инструкций, внешнего стимулирования деятельности ребенка.

Как только налажен контакт с ребенком, поступившим в группу, начинаем обучение первым навыкам: убирать за собой игрушки в коробку и относить ее на место, сидеть за столом, держать карандаш, слушать воспитателя, выполнять задание. На конец учебного года ребенок адаптируется к правилам и режиму группы.

Для успешной коррекционно-развивающей работы необходима организованная окружающая среда, наполненная разного рода стимуляторами. Центры тактильности стимулирующие познание мира через прикосновения развивают познавательные процессы, сюда входят:

«Чудесные мешочки»,

«Тактильное лото»,

«Напольные дорожки»,

«Шершавые геометрические фигуры».

Центр развития мелкой моторики включают в себя различные бизиборды, пирамидки, графические тренажеры, лабиринты. Каждый утро проводятся занятия закрепляющие знания по лексической теме недели и включающие в себя артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику и игры суд-джок. На каждую лексическую тему, создана картотека здоровья сбережения дошкольников.

На групповых занятиях происходит генерализация знаний и умений, освоенных детьми ранее индивидуально, также осваиваются навыки, необходимые для обучения в группе – выполнять деятельность по очереди, спокойно ждать свою очередь, не отбирать желаемый предмет и отдавать его, когда придет время, много времени уделяется совместной игре педагог-ребенок и ребенок-ребенок.

Основная задача детского сада — максимально подготовить детей к школе, научить социально-приемлемому поведению.

Все дети уникальны, и для каждого из них нужно подбирать уникальную комбинацию методов и стратегий воспитания, обучения и коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», Ковалева Т.М. М., Образовательный центр «Участие», 2009.
  2. «Тьютор и воспитанник. Педагогическое взаимодействие систем ценностей», С. В. | Яковлев, М.: Инфра-М, 2017
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год