Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система работы с родителями «Встречи в узком кругу»
Педагогика
Автор: Абраменко Ирина Эльмаровна Шрайнер Александра Ивановна Полякова Марина Владимировна   
05.03.2024 13:02

Система работы с родителями «Встречи в узком кругу»Система работы с родителями «Встречи в узком кругу»

МБДОУ «ЦРР-д/с «Колокольчик»

  • Абраменко И.Э. воспитатель
  • Шрайнер А.И. воспитатель
  • Полякова М.В. учитель-логопед

Успешность развития ребенка и степень благополучия во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Такими значимыми взрослыми для ребенка являются родители и педагоги детского сада. Семья – главный воспитатель ребенка, а педагоги являются помощниками семьи, ее дополнением.

В последние годы среди детей с речевыми нарушениями, чаще стали встречаться дети с проблемами здоровья, такими как нарушение слуха, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра. Разные особенности детей потребовали особой системы работы с семьями воспитанников.

 Скачать конспект

В процессе работы мы отмечали, как мешает детям то, что сами родители часто чувствуют свою вину в проблемах собственных детей, проявляют реакцию чрезмерной защиты, опеки, а так же, скрытое или явное отрицание ими существующей проблемы, поэтому и помощь начиналась с опозданием. Часто приходится наблюдать, как одни родители используют приобретённые знания, извлекают практическую пользу, а другие даже пытаясь что-то делать, не доводят до результата, многие не придают значения проблеме и не работают над ней. Наша задача, как педагогов — достичь доверия родителей, т.к. это важное условие в работе с детьми. Свою работу стараемся строить на принципе взаимодействия, поскольку именно в этом случае мы занимаем позицию «вместе» и «рядом». Для того, чтобы результат был успешным, обеспечивающим полноценное развитие каждого ребёнка, формирующим основы базовой культуры, требовалась согласованная работа всех специалистов, тесное их взаимодействие с семьями воспитанников.

На наш взгляд, мы нашли такую форму работы, которая отвечает современным требованиям — это родительские собрания под общим названием «Встречи в узком кругу». На эти собрания приглашается не вся группа родителей, а только родители детей со схожими проблемами и потребностями.

Цель наших встреч – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Организация работы «Встреч в узком кругу» проходит в несколько этапов.

Первый этап – анкетирование семей. Оно проводится целью выявления образовательных потребностей родителей и помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях семьи.

В начале учебного года педагогами проводится мониторинг по выявлению уровня усвоения программного материала детьми и составляется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.

Второй этап – разработка тем мероприятий с родителями на основании проведенного анкетирования и мониторинга.

Один из видов родительских собраний это — открытые занятия с детьми для родителей. Такие собрания направлены на знакомство родителей со структурой и спецификой проведения занятий в детском саду, объемом предъявляемых требований к ребенку в соответствии с программой детского сада. Родители будут понимать последовательность работы с ребенком дома над конкретной проблемой, а значит, ребенок будет получать адресную помощь.

Например, в средней группе родителям были показаны занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Это помогает наглядно увидеть упражнения, которые сформируют у детей необходимый словарный запас, а также закрепят навыки словоизменения. При работе над связной речью в данном возрасте ребенку важно научиться отвечать на поставленный вопрос. Задача педагогов – подсказать, как правильно задавать вопрос, какого ответа добиваться от ребенка.

В старшей группе дети начинают знакомство с фонетическим разбором, что является необходимой базой для будущего овладения грамотой. Данный вид работы сложен не только для детей, но зачастую и для их родителей. Проведение открытых занятий и тренингов с родителями направлено на то, чтобы облегчить им закрепление изученного материала дома.

Основными задачами логопедической работы в подготовительной группе является пропедевтика овладения грамотой, а также развитие связной монологической речи, как важной составляющей школьного обучения. Поэтому мамы и папы на открытых занятиях вместе со своими детьми постигают эти азы. Родители на практике узнают, как помочь ребенку научиться читать слоги, слова, предложения, делать звукобуквенный разбор, составлять пересказ и рассказы на основе собственного опыта.

Другим видом собраний стали «Разговоры по душам», рассчитанные на родителей, чьи дети имеют общие проблемы социальной адаптации: трудности в общении со сверстниками, проявление агрессии, поведенческие расстройства. Наша задача — познакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками, с играми, способствующими формированию межличностных отношений. На такое собрание приглашаем педагога – психолога. Она знакомит родителей с причинами агрессивного поведения детей. Проводит ряд игр, которые помогут развить у детей умение выражать свой гнев в приемлемой форме, снижать эмоциональное напряжение.

Собрания на тему «Встречи за круглым столом» рассчитаны на семьи, где у детей есть проблемы с памятью, вниманием, развитием познавательной сферы. Чтобы подготовить ребенка к школе (а подготовка начинается не в подготовительной группе, а уже в средней), мы включаем в образовательный процесс развивающие ребусы, головоломки и задания на логику. Актуальность работы состоит в том, что игры-головоломки имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка. Дошкольнику полезны любые игры-задания, развивающие логическое мышление. Чтобы ребенок смог играть в эти игры, необходимо вначале помочь родителям вспомнить (а некоторых и научить), как играть в эти игры. Для этого мы проводим Мастер-классы по изготовлению атрибутов к играм. Родители из простого подручного материала изготавливают пособия для домашнего использования. Важно убедить родителей в том, что благодаря интересным развивающим заданиям ребенок не только увлекательно проведет время, но и получит хорошие навыки логического мышления. Эта забава, которая не только занимает свободное время дошкольника, но и заставляет учиться, тренировать способности. Во время игры будущий ученик получает новые навыки, которые пригодятся ему в школе.

С каждым годом увеличивается количество леворуких детей. Если раньше на 20 детей был один такой ребенок, то в этом наборе их 5, поэтому возникла необходимость в проведении встречи родителей леворуких детей. Не многие имеют представление о том, что в жизни все рассчитано на праворуких, а значит, дети оказываются в «неудобной» для себя среде. На эту встречу был приглашен педагог-психолог, который озвучил психологические проблемы, связанные с леворукостью ребенка, познакомил родителей с тем, как развивать мелкую моторику. В продолжении разговора были предложены практические упражнения для развития кисти ребенка (перематывание нитки в клубок), развития мелкой моторики (мозаика, штриховка, игры с крупой), согласованной работы обеих рук (игры со счетными палочками, спичками, межполушарными досками). Родители познакомились с канцелярскими принадлежностями, специально предназначенными для леворуких детей. В конце встречи проходил обмен мнениями и впечатлениями. Родителям были предложены буклеты «Если ваш ребенок левша».

На собрания, которые проходят в форме «Педагогическая гостиная», приглашаются родители детей, имеющих сложности в развитии познавательной сферы. На данных собраниях проводим выставки игр и пособий, на развитие познавательных способностей ребенка, где родителям предоставляется возможность поиграть и приобрести практические навыки организации этих игр дома с ребенком. Некоторые семьи могут взять на выходные ту или иную игру, поиграть дома с ребенком, а в понедельник вернуть в группу. Ответным шагом со стороны родителей стало то, что и дети тоже начали приносить из дома свои игры, делиться с друзьями и совместно играть.

Наши наблюдения показали, что родители стали активнее принимать участие в развитии и воспитании детей, а значит, мы идет по верному пути и данная форма работы с родителями действительно эффективна.

Проведенный анализ работы убеждает нас в том, что продуктивное взаимодействие с родителями закладывает прочные основы для становления и развития личности ребенка. От таких родительских собраний выигрывают все: дети гордятся своими родителями, взрослые приобретают опыт сотрудничества, а педагоги получают информацию о детско – родительских отношениях в семье.

Считаем, что встречи с участием родителей более эффективны и успешны в коррекционной и профилактической работе.

Литература

  • Инновационные родительские собрания/ Э.Н. Петлякова. –Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  • От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарововй, М.А. Васильевой.
  • Родительские собрания в детском саду. Старшая группа/ С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год