Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Педагогика
Автор: Смоленчук Елена Семёновна Качан Елена Александровна Лисовская Елена Ивановна   
10.03.2024 08:08

Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Использование современных педагогических технологий при подготовке детей с ТНР старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

  • Авторы: Смоленчук Е.С. учитель-логопед
  • Качан Е.А. учитель-логопед
  • Лисовская Е.И. старший воспитатель

В статье представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Она предназначена для учителей – логопедов, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.

В настоящее время, в связи с обилием информации, техническим прогрессом, и разнообразием гаджетов, у детей снижается и пропадает интерес к образовательной деятельности. Поэтому основной задачей педагогов является поиск новых средств и способов для использования современных игровых технологий при обучении дошкольников.

 

Скачать конспект

Для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема особенно актуальна, так как они имеют ряд нарушений речевого развития и психических процессов.

Образовательные задачи включаются в содержание игры и помогают активизировать коррекционные процессы, которые способствуют в дальнейшем к успешному школьному обучению детей.

При подборе детских игр важно учитывать следующие аспекты:

  • личностные и возрастные особенности ребенка, степень выраженности дефицита произношения
  • игры должны формировать познавательные интересы и обогащать детей знаниями
  • специальная направленность игр на формирование всех речевых компонентов: звукопроизношение, обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи.

Игровая технология в обучении дошкольников позволяет сочетать элементы игры и учения. Обучение в форме игры становится интересным и занимательным.

В систему коррекционной работы у детей с ТНР включаются игровые упражнения и игры, формирующие психические процессы, речевые навыки, интеллект, общую и мелкую моторику и эмоциональную активность детей. Все это сочетается с подбором доступного речевого материала, который помогает активизировать речевую деятельность дошкольников. Многолетний опыт работы с детьми с ТНР позволяет нам представить некоторые дидактические игры соответствующие современным требованиям и вызывающими интерес у воспитанников.

Дидактическая многофункциональная игра

«Речевая карусель»

для детей старшего и подготовительного возраста с ТНР.

Цель: Совершенствование навыка автоматизации звукопроизношения у детей с ТНР в процессе формирования лексико — грамматических категорий.

Задачи:

  1. Автоматизировать навык звукопроизношения;
  2. Совершенствовать навык чтения;
  3. Формировать лексико-грамматический строй речи;
  4. Развивать связную речь;
  5. Развивать внимание, память и другие психические функции у старших дошкольников.

Содержание:

  1. Д/и «Назови правильно»
  2. Д/и «Подружи предмет с цифрой»
  3. Д/и «Расскажи, какой предмет, если он……»
  4. Д/и «Великан-лилипут»
  5. Д/и «Собери слова»

Наша игра состоит из 4-х вращающихся дисков, закреплённых на подставке.

Диски с разнообразными картинками в зависимости от разновидности задания. Все диски размещены в пластиковых конвертах и имеют пояснительные подписи.

Игроки могут самостоятельно выбрать нужный конверт и начать игру.

«Произнеси правильно звуки в словах».

Цель: Автоматизировать навык произношения звуков в словах.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку расставить диски с картинками, назвать слова с разнообразным позиционным положением заданного звука.

«Подружи предмет и цифру».

Цель: Развитие грамматического строя речи, воображения и связной речи.

Ход игры:

Используются диски с цифрами и картинками. Ребенок вращает диски

и называет: один гусь, три гуся и т. д; много синиц, одна синица, три синицы,

пять синиц,

«Собери слово».

Цель: Автоматизация звукопроизношения совершенствование навыка чтения; развитие внимания, памяти.

Ход игры: Подобрать пару дисков, опираясь на разметку, предложить прочитать все слоги на дисках и вращая их, соединить в слова: рыба, пристань, репа, рука и т.д.

«Великан-лилипут»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и с суффиксом (-ищ), автоматизация звукопроизношения.

Ход игры: В игре используются диски с символами- домиками и диски с картинками предметов. Ребенок называет предмет и его ласкательную форму. Мышонок-мышь-мыши. Шкафчик-шкаф-шкафище и т.д.

Дидактическое пособие

«Хочу в школу».

Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок с желанием пошёл учиться в школу, а получение новых, интересных знаний доставляли ребёнку огромное удовольствие. Как же сделать так, чтобы учиться было интересно и занимательно? Наша игра поможет детям превратить обучение в весёлое путешествие с героями мультфильма «Фиксики».

Цель: Формирование у детей стойкой мотивации к школьному обучению

Задачи: Развивать и поддерживать интерес дошкольников к школьному обучению.

Стимулировать умственную и психологическую готовность детей к школе через игры и игровые упражнения. Активизировать разные виды речевой деятельности.

Содержание:

  1. Д/и «Собери портфель»
  2. Д/и «Замочная скважина»
  3. Д/и «Четвёртый лишний»

Игровые упражнения:

«Посчитай и назови»

«Ребусы»

«Шифровальщики».

«Составь рассказ».

Игра «Четвёртый лишний».

Ход игры: Игроки находят в ряду предметов несоответствие, объясняют свой выбор.

Игра – пазл «Собери портфель». Игроки собирают разрезные предметы в портфель в соответствии с цветовым контуром.

Игра «Замочная скважина».

Дети, передвигая прорезь по картинке, перечисляют увиденные предметы.

Игровое упражнение «Ребусы». Цель: Развивать логическое мышление, память мышление, умение ориентироваться в слове, правильно употреблять предлоги.

Ребята выбирают карточку с ребусом и разгадывают отгадку.

Игровое упражнение «Шифровальщики». Игроки выбирают одну из карточек с зашифровкой, разгадывают и называют ответ.

Творческая игра «Цветные резиночки».

Дети при помощи резинок выполняют разнообразные фигуры, составляют буквы, слоги, слова или цифры.

Таким образом, использование игровых технологий помогает поддерживать интерес к обучению, организовывать работу интереснее и разнообразнее, что позволяет развить устойчивых результатов в речевом развитии детей и подготовке их к обучению в школе.

Литература:

  • Венгер Л.А. «Игра, как вид деятельности.» Вопросы психологии. 1999г. -№3.
  • Берлянд И.Е. «Игра, как феномен сознания». — Кемерово: Алеф, 1992г.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. «Практикум креативной терапии» – СПб, 2002г.
  • Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» — СПб: Детство-Пресс, 2009г.
  • Грознова Д.Б., Комахина Л.В., Игровое пособие «Логодиски», УМЦ «Ребус».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год