Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗ
Педагогика
Автор: Хомич Людмила Геннадьевна   
08.04.2024 08:00

Взаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗВзаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога при работе с детьми ОВЗ

Хомич Людмила Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко», г. Норильск

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в коррекционной группе. Правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, тьютора, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

 

Работа ведется в таких направлениях, как:

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее
  • консультативно-просветительское.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога (тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем компенсирующей группы).

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

  • Системность.
  • Комплексность.
  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей.
  • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОВЗ в процессе занятий.
  • Индивидуализация темпа работы — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Функции дефектолога:

  • Изучение уровня познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Устранение недостатков слоговой структуры слова.
  • Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи.
  • Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-дефектолога.
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.

Обязательными его компонентами являются:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.
  3. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
  4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

В нашей группе мы ввели визуальное расписания для детей, а также дом «Закрепляйка» где воспитатель совместно с учителем-дефектологом распределяет задания для каждого ребенка. Во второй половине дня воспитатель вместе с детьми выполняет задания, которое было согласованно с учителем – дефектологом. Все задания выполнены строго на закрепления лексических тем согласно плана образовательного процесса.

Формы работы разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятиях. Это и физкультминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и дыхательная гимнастика и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, предсказывание текстов, отгадывание и толкование загадок. Дети с удовольствием выполняют задания, что позволяет для воспитателя отработать все с ребенком в течения дня.

Таким образом, благодаря слаженному сотрудничеству учителя – дефектолога и воспитателя, коррекционная – развивающая работа имеет большой успех для развития ребенка, что дает положительный результат работы с особыми детьми.

Список использованной литературы

  1. Внимание. Память. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
  2. Жукова О.С. Готовим руку к письму. Учимся писать. 4 – 6 лет. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2009.
  3. Касицына М.А. «Дошкольная математика». 2-й год обучения. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Математика. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
  7. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6, 6-7 лет с ЗПР. – М.: мозаика – Синтез, 2008.
  8. Мышление. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний, старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.
  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1982.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год