Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Александрина В.А.; Смелых В.В.   
25.04.2024 06:36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Александрина В.А. музыкальный руководитель МБДОУ «ДС «Калинка»
  • Смелых В.В. старший воспитатель МБДОУ «ДС «Калинка»

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко.

Дошкольное детство является временем первоначального становления личности, когда происходит формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.

 

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь[5]. И от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Наш педагогический коллектив ДОО активно использует игровые технологии в совместной и самостоятельной деятельности ребенка, ведь они являются одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации образования, развития познавательных, творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в жизни ребенка. Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого[3]. В процессе работы педагоги создают полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Исходя из цели, мы решаем и ряд задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Используя игровые технологии в практической педагогической деятельности, педагогический коллектив старается поддерживать на занятиях доброжелательную, радостную обстановку, осуществляет эмоциональную поддержку каждого ребёнка, поощряет их фантазии и предложения по выполнению заданий. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

В работе с детьми от 1,5 до 3 лет, а это период адаптациималышей в дошкольном учреждении, наши педагоги используют игровые моменты ( «Каравай», «Маша пляшет», «Пирожки», «Догонялки» и др.). В этот возрастной период важно формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют наши воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи. Организуя занятие, педагоги делают так, чтобы поставленные игровые задачи в начале занятия последовательно решались с помощью игровых действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий, это развивает их творческие способности. Введение в занятия приёма соревнования подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». Либо в помощи могут нуждаться игровые персонажи. В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении или действии. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, педагоги стараются использовать опыт детей, полученный в разных видах деятельности, в разных ситуациях, имевших место в данном коллективе. Замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей[1].

Нашколлектив старается охватить весь спектр игровых технологий для полноценного и гармоничного развития детей. Это игры на развитие восприятия, мышления, памяти, что является эффективным инструментом для дальнейшей подготовки к школе. Педагогами ДОО активно используются народные игры, с целью приобщения к народной культуре, ведь это важное направление компонента образовательной программы детского сада. Это такие игры как: «Золотые ворота», «Плетень», «Ворон», «Жмурки» и многие другие. Включение детей в театрализованную деятельность, помогает педагогам обогащать дошкольников новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизировать словарь, способствовать нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы нашего детского сада и решением его основных задач. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду, они повышают результативность образовательного процесса, способствуют раскрытию творческих способностей у детей, формированию уверенности в своих силах.

Список используемой литературы:

  1. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. / М.Г. Ермолаева. – СПб.: АППО, 2005. – 112 с.
  2. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М.: Флинта, 2010. – 93 с.
  3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2007. – 192 с.
  4. Швайко, Г. С. Игры, игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1998. – 64 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год