Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»
Педагогика
Автор: Царюк Татьяна Федоровна   
24.02.2025 19:14

«Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»«Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

Подготовила: Царюк Т.Ф., воспитатель МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска

У каждого из нас своя история… Так и у каждого предмета своя судьба, своя история для того чтобы познать какой-то предмет, конечно же, необходимо знать его значение. А что если, изначально, этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и другие вопросы можно отследить по технологии Коротковой Надежды Александровны Путешествие «по реке времени».

Игровая форма «Путешествие по реке времени» одна из наиболее интересных и доступных в работе с коллективом детей. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.

 

Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагает использовать дидактическое пособие – панно «Река времени», который представляет собой длинный лист в виде реки.

Вдоль «реки времени» намечены «остановки»: «древность»«старина»«наше время». «Остановки» обозначаются символами – «метками».

Намеченные условные «остановки» позволяют ребенку почувствовать существенные различия.

Проведение путешествий по «реке времени» имеет четкий алгоритм, предложенный автором:

  • Создается проблемная ситуация
  • Ставится цель исследования (помочь кому-то, узнать что-то, найти что-то и пр.)
  • Анализ – сравнение, поиск информации (проведение различных видов деятельности для расширений знаний детей (опытыэксперименты, лепка, рисование…).
  • Определение местоположение предмета на «реке времени».

Каждое путешествие бывает разным по длительности в зависимости от интереса детей к данной теме.

Дидактическое пособие «Река времени» предназначено как для совместной работы педагога с детьми, так и для самостоятельной работы дошкольников во время свободной деятельности.

Систематическое и целенаправленное использование технологии «Река времени» способствует интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной и речевой, художественно-эстетической. В результате чего возрастает познавательная активность детей, что оказывает положительно влияние на их интеллектуальное развитие.

Тематика исследований может быть разнообразной.

С этого учебного года я являюсь членом творческой группы музея «Северное сияние». Мои воспитанники, будучи гостями в музее начали задавать вопросы об экспонатах. Что это? Для чего они нужны? Я задумалась увлекательно и эффективно рассказать ребятам об экспонатах.

Так в группе у нас появилось дидактическое пособие «река времени», которое представляет собой длинный лист синего цвета в виде реки. Пособие у нас мобильное, позволяет организовать работу и за столом, и на ковре, но может быть и стационарной.

Вдоль «реки времени» намечены «остановки»: «древность»«старина»«наше время». В нашем случае, это жилище разных времен. И эти обозначения появились не случайно. Изучая тему «Свой дом каждому дорог» программы «Родной край», мы с ребятами подробно познакомились с изображениями домов, в которых жили бабушки и дедушки; сравнили с нынешними домами. А один мальчик сказал, что в древности люди жили в пещерах. Так на основе изображений мы смогли проследить историю жилища и с детьми решили в качестве «остановок» выбрать изображения жилищ разных времен, так как понятие «жилище» ( «дом») самое доступное для понимания дошкольника и дальнейшего обсуждения. «Жилище» наглядно демонстрируют «древность»«старину»«наше время».

Мы с ребятами на примере фотографий изучили «Как растет ребенок», историю светильника, утюга и др.

В ходе реализации проекта «Душа России — в ее символах», используя «реку времени» изучили и историю культурных символов России-ложки, самовара, валенок.

В ходе работы остановки на «Реке времени» «обживаются» -заполняем соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляются не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии. Заметила, что детям интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть).

Например, в рамках проекта в группе у нас был создан мини-музей «Ложки всякие нужны, ложки разные важны». Изучая историю ложек, мы с ребятами проводили эксперименты: уточняли удобство пользования каменными, глиняными ложками, заметили и опасности для здоровья при использовании ракушек в качестве ложки.

В ходе закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности дома, искали источники опасностей и девочка рассказала случай о возникновения пожара в деревне из-за оставленного включенным утюга. Так я решила рассказать и наглядно показать утюги разных времен, отметила, что сейчас в современном мире есть «умные утюги», которые самостоятельно отключаются, если долго не гладить белье. В ходе изучения темы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала.

Работа с «рекой времени» у нас бывает запланированной и спонтанной.

Если возникает у воспитанников вопрос, появляется цель исследования, то совместно с ребятами ищем ответы в интернете, выпускаем иллюстрации и

Технология «путешествие по реке времени» позволяет процесс познания сделать ярким и эмоционально насыщенным, научить ребенка, бережно относится не только предметам рукотворного мира, но и к истории, культуре. Побуждает к поиску, обсуждению, познанию.

По такому принципу можно знакомить детей с прошлым, настоящим и фантазировать будущее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год