Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мир, доступный всем: Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития в ДОУ
Педагогика
Автор: Парамонова Анна Владимировна   
25.06.2024 08:11

Мир, доступный всем: Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития в ДОУМир, доступный всем: Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития в ДОУ

Мир, доступный всем, — это не просто красивая фраза, а важная миссия каждого педагога, работающего с детьми. Детство – это время активного познания мира, формирования личности, раскрытия талантов. Однако для детей с задержкой психического развития (ЗПР) этот путь может быть сложнее, требуя особого внимания и специально организованной среды, которая бы не только компенсировала трудности, но и стала катализатором развития.

Для таких детей важно создать окружение, то есть нужен не просто набор игрушек и мебели, а продуманная система, которая будет способствовать развитию дошкольников, компенсировать трудности и раскрывать потенциал.

 

Представьте себе маленького ребёнка, который с трудом включается в игру, ему сложно следить за инструкцией, понимать речь и выражать свои мысли. Казалось бы, обычная игровая комната полна ярких игрушек, но для него она может стать бесполезным и даже пугающим пространством.

В этой статье мы поговорим о том, как создать предметно-развивающую среду, которая будет не просто "красивой" и "интересной", а настоящим инструментом развития для детей с ЗПР. Мы рассмотрим специфические требования к организации пространства, выделим ключевые элементы и поговорим о том, как сделать мир доступным и познаваемым для каждого ребенка.

Основные принципы организации предметно-развивающей среды для детей с ЗПР:

Среда должна быть безопасной и легко доступной для детей. Предметы должны быть яркими, контрастными, простыми в использовании и устойчивыми, что облегчает восприятие информации и способствует концентрации внимания. Важно исключить мелкие детали, острые углы и другие элементы, которые могут представлять опасность.

Пространство должно быть структурированным и понятным для ребенка. Предметы располагаются в последовательности и имеют четкие граничные зоны. Это помогает детям с ЗПР ориентироваться в пространстве, планировать свои действия и контролировать их. Важно, чтобы каждый предмет можно было использовать в различных играх и упражнениях, что позволяет детям развивать творческие способности, компенсировать отставание в речи и мышлении.

Предметно-развивающая среда должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР. Для детей с тяжелыми нарушениями необходимы более простые и ясные игрушки и упражнения. Для более способных детей можно использовать более сложные материалы и задания.

Воспитание и само нахождение ребенка в детском саду должно быть интересным и увлекательным. Все задания и упражнения в течение дня представлены в игровой форме, что усиливает мотивацию и улучшает процесс усвоения знаний. А использование картинок, символов, схем и алгоритмов помогает ребенку понять правила игры и поведения, последовательность действий, расписание дня.

Элементы предметно-развивающей среды для детей ЗПР:

Раздевалка — это не просто место для хранения вещей, а важная часть групповой среды, которая должна быть комфортной, информативной и стимулирующей развитие детей.

В раздевалке можно разместить:

  • Выставки детских рисунков, поделок, аппликаций. Это не только украшает раздевалку, но и демонстрирует родителям творческие достижения детей, мотивирует их к участию в творческих процессах.
  • Фотографии детей, сделанные во время интересных мероприятий. Фотографии могут быть оформлены в виде коллажа или тематических стендов. Это поможет родителям лучше понять, как их ребенок проводит время в группе.
  • Детские работы, связанные с изучением окружающего мира. Например, гербарий, коллекция камней, фотографии птиц или насекомых, чтобы дети могли поделиться своими знаниями с родителями.

Информация для родителей:

  • Расписание занятий, режим дня, меню группы. Эта информация поможет родителям ориентироваться в жизни группы и лучше понимать, как организован день их ребенка.
  • Рекомендации по воспитанию детей, советы психолога, логопеда. Это может быть в виде брошюр, листовок, информационных стендов, чтобы родители могли получить дополнительную информацию о развитии ребенка.
  • Объявления о предстоящих мероприятиях, экскурсиях, конкурсах. Это позволит родителям быть в курсе событий и участвовать в жизни группы.
  • Информация о нормах поведения в группе. Например, правила ухода за игрушками, правила поведения за столом, чтобы родители могли объяснить ребенку основные нормы групповой жизни.

Схемы одевания и раздевания:

  • Наглядные схемы с картинками или фотографией ребенка, показывающие последовательность одевания и раздевания. Схемы могут быть размещены на уровне глаз ребенка и сопровождаться короткими подписями.
  • Обучающие игры с карточками или пазлами с изображением одежды. Дети могут собирать пазлы и соответствовать картинке одежды ее названию.

Важно:

  • Раздевалка должна быть яркой, привлекательной и комфортной.
  • Все материалы должны быть расположены на доступном уровне для детей.
  • Информация должна быть краткой, ясной и понятной для детей и родителей.

В зоне развития речи можно расположить:

  • Яркие картинки и фото: Тематические наборы (животные, транспорт, профессии, еда и т.д.), картинки с подписями, фото реальных объектов.
  • Дидактические игры: Лото, пазлы, собиралки, игры на соотнесение картинки и слова.
  • Куклы и персонажи: Куклы-перчатки, мягкие игрушки, кукольный театр, чтобы играть в ролевые игры, развивать речь и воображение.
  • Настольные игры: Простые игры с правилами, например, «Ходи и говори», «Угадай слово», «Кто где живет".
  • Магнитные буквы: Для обучения чтению и развития мелкой моторики.
  • Звуковые игрушки: Музыкальные игрушки, инструменты, записи с разными звуками (животные, транспорт, природа), чтобы развивать слух и речь.

В зоне развития мелкой моторики будут находиться:

  • Мозаика: Разноцветная мелкая мозаика, чтобы развивать мелкую моторику, световосприятие и творческие способности.
  • Конструкторы: Простые и устойчивые конструкторы разных видов (кубики, LEGO Duplo, конструкторы из дерева).
  • Пластилин, тесто: Для лепки, развития творческих способностей и координации движений.
  • Наборы для рисования: Карандаши, фломастеры, краски, трафареты, чтобы развивать творческие способности, координацию движений и воображение.
  • Игры с песком и водой: Песочница, ванночка с водой, формочки, чтобы развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и творческие способности.

В зоне развития математических представлений можно расположить:

  • Счетные палочки: Для обучения счету, решению простых задач и развитию логического мышления.
  • Счетные палочки с цифрами: Для узнавания цифр и соотнесения их с количеством.
  • Геометрические фигурки: Для ознакомления с геометрическими формами, развития логического мышления и воображения.
  • Дидактические игры: Лото с цифрами и предметами, игры на соотнесение количества и цифры.

Зона развития познавательной активности может представлять собой:

  • Карты мира, России, города: Для ознакомления с географией, развития пространственного мышления и воображения.
  • Энциклопедии: Простые и яркие энциклопедии с большими фотографиями и кратким текстом.
  • Наборы для экспериментов: Простые и безопасные наборы для проведения несложных экспериментов с водой, песком, магнитными материалами и др.

Зона для игры и творчества включает в себя:

  • Кукольный театр: Для ролевых игр, развития речи и воображения.
  • Наборы для ролевых игр: Игрушечные посуда, инструменты, машины, чтобы развивать воображение, речь, игровые навыки.
  • Наборы для творчества: Краски, фломастеры, карандаши, бумага, пластилин, тесто, чтобы развивать творческие способности и мелкую моторику.
  • Спортивный инвентарь: Мячи, скакалки, обручи, спортивные игры, чтобы развивать двигательные навыки, координацию движений, физическую выносливость.

Уголок живой природы в группе с детьми ЗПР — это не просто декоративный элемент, а важнейшая часть развивающей среды, которая способствует:

  • Развитию познавательных процессов: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
  • Формированию речи: обогащению словарного запаса (названия растений, животных, явлений природы), развитию грамматического строя речи.
  • Воспитанию любознательности и бережного отношения к природе.
  • Снятию стресса и созданию комфортной атмосферы.

Что должно быть в уголке живой природы:

  • Календарь погоды: с картинками или символами, которые отражают погоду (солнце, дождь, снег, облака, ветер). Ребенок может самостоятельно отмечать погоду каждый день, что развивает наблюдательность, ориентацию во времени.
  • Календарь природы: с картинками или фотографиями растений и животных, характерных для разных времен года. Ребенок может отмечать появление первых снежинок, цветение первых подснежников, прилет птиц и т.д.
  • Дневник роста: с зарисовками или фотографиями растущих растений, которые дети выращивают в уголке. Ребенок может фиксировать изменения в росте растений, что развивает наблюдательность, терпение, любовь к природе.
  • Дневник наблюдения: с зарисовками, фотографиями, заметками о наблюдениях за животными или насекомыми, которые живут в уголке. Это развивает наблюдательность, учит анализировать и систематизировать информацию.
  • Растения: Комнатные растения, которые дети ухаживают (поливают, рыхлят землю, протирают листья), это развивает ответственность, бережное отношение к природе, способность заботиться о живых существах.
  • Весной и летом: огород с простыми овощными культурами (редис, салат, укроп). Дети могут участвовать в посадке, уходе за огородом, сборе урожая. Это развивает практические навыки, любовь к труду, понимание происхождения продуктов питания.

Важно:

  • Создать в уголке живой природы атмосферу спокойствия и умиротворения.
  • Использовать яркие цвета и контрастные изображения.
  • Оснастить уголок необходимым инвентарем (лейки, совочки, грабли, инструменты для ухода за растениями).
  • Проводить регулярные наблюдения за растениями и животными, создавая условия для общения детей с природой.

В уголке логопедадля детей с ЗПР обязательно должны присутствовать материалы, стимулирующие развитие речи и коррекцию речевых нарушений:

  • Зеркала для наблюдения за движениями артикуляционного аппарата.
  • Игрушки-помощники: Куклы, маски, игрушечные животные, которые помогают ребенку выполнять упражнения и делать артикуляционную гимнастику более интересной.
  • Карточки с изображением артикуляционных упражнений, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять упражнения.
  • Развивающие игры: «Веселый язычок», «Угадай звук», «Кто что говорит», «Повтори за мной".

Материалы для развития фонематического слуха:

  • Карточки с изображением предметов, звуки которых нужно угадать: Например, картинки с изображением кошки, собаки, птицы, чтобы ребенок мог угадать, какой звук издает это животное.
  • Игры с звуками: «Найди звук», «Повтори ритм», «Угадай слово», «Что звучит?".
  • Разнообразные звучащие игрушки: Игрушки, издающие разные звуки, чтобы ребенок мог дифференцировать звуки и развивать фонематический слух.

Материалы для развития лексики и грамматики:

  • Наборы карточек с изображением предметов, животных, явлений: Тематические наборы (одежда, транспорт, профессии, еда и т.д.).
  • Лото: Дидактические игры с карточками, где нужно соотнести картинку и слово.
  • Развивающие игры: «Собери предложение», «Найди лишнее слово», «Расскажи историю".
  • Книги: Яркие книги с большими картинками и простым текстом, которые можно читать вместе с ребенком.
  • Игрушечный театр: Для ролевых игр, развития речи и воображения.

Материалы для стимуляции речи:

  • Картинки с подписями для обучения чтению и закрепления словарного запаса.
  • Магнитные буквы для составления слов и развития мелкой моторики.
  • Наборы для составления предложений: Карточки с словами, из которых ребенок может составлять простые предложения.
  • Игры с словами: «Найди слово», «Составь предложение», «Угадай загадку".

Уголок сказок и книг в группе с детьми ЗПР — это важный элемент развивающей среды, который способствует:

  • Развитию речи: обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию связной речи.
  • Стимуляции воображения и фантазии: дети могут представлять себя героями сказок, придумывать свои истории.
  • Развитию эмоциональной сферы, ведь сказки помогают детям понять свои чувства и чувства других людей.
  • Формированию нравственных качеств: сказки учат добру, честности, дружбе, ответственности.

Что должно быть в уголке сказок и книг:

  • Книги: яркие, интересные книги с большими картинками и простым текстом, соответствующие возрасту детей.
  • Сказки: классические русские народные сказки, авторские сказки, сказки из разных стран мира.
  • Театральные куклы: куклы из сказок, которые можно использовать для инсценировки сказок и ролевых игр.
  • Костюмы из сказок: дети могут переодеваться в костюмы любимых героев и играть в сказку.
  • Музыкальное сопровождение: диски с музыкой из сказок, песнями о сказках.
  • Настольные игры: игры, связанные со сказками, например, «Лото «Сказки», «Пазлы «Сказки».

Важно:

  • Уголок сказок и книг должен быть ярким, привлекательным и комфортным.
  • Все материалы должны быть безопасными и простыми в использовании.
  • Важно регулярно обновлять материалы в уголке.
  • Педагог должен читать детям сказки, обсуждать с ними прочитанное, организовывать игры по мотивам сказок.

Уголок сказок и книг -это отличное место для детей с ЗПР, где они могут погрузиться в мир фантазии, развивать речь и воображение, узнавать о мире и о себе!

Дополнительные элементы:

  • Аудио и видео материалы: Записи с речью, песнями, сказками, чтобы ребенок мог слушать и повторять.
  • Игрушки-повторяшки: Игрушки, которые повторяют слова и фразы, чтобы ребенок мог повторять за игрушкой.

Уголок уединения в группе с детьми ЗПР — это необходимый элемент, который создаёт ощущение безопасности, комфорта и помогает справиться с перегрузкой.

В уголке уединения можно разместить:

  • Мягкие пуфы или кресла-мешки: Они создают уютную и комфортную обстановку, позволяя ребенку расслабиться и отдохнуть.
  • Мягкий коврик: Он создает ощущение тепла и уюта, помогая ребенку чувствовать себя в безопасности.
  • Шторы или ширма: Они создают уединённое пространство, где ребенок может побыть наедине с собой, успокоиться и восстановить силы.
  • Игрушки-антистресс: Например, мячики-антистресс, мягкие игрушки, конструкторы, пазлы. Они помогают ребенку справиться с тревогой и нервным напряжением.
  • Яркие, интересные книги с большими картинками и простым текстом. Чтение может помочь ребенку расслабиться и отвлечься от проблем.
  • Музыкальный центр: Возможность включить спокойную музыку или звуки природы помогает ребенку расслабиться и отдохнуть.
  • Настольные игры: Простые настольные игры для одного игрока помогают ребенку сосредоточиться и отвлечься от тревоги.

Важно:

  • Уголок уединения должен быть ярким, привлекательным и комфортным.
  • Все материалы должны быть безопасными и простыми в использовании.
  • Важно создать в уголке атмосферу спокойствия и умиротворения.
  • Не заставляйте ребенка использовать уголок уединения. Он должен иметь право выбора.

Уголок уединения -это отличное место для ребенка с ЗПР, где он может почувствовать себя в безопасности, отдохнуть и восстановить силы.

Организация и использование предметно-развивающей среды — это только первый шаг. Ключевую роль играет педагог, который должен уметь правильно использовать ее в своей работе. Он должен проводить занятия, используя игрушки и материалы из среды, стимулировать детей к самостоятельной игре, а также создавать атмосферу поддержки и понимания. Очень важно привлекать родителейк созданию и оснащению пространства, а также к участию в развивающих занятиях с детьми.

Важно помнить, что предметно-развивающая среда – не самоцель, а средство для достижения целей воспитания. Создавая доступную и познавательную среду в ДОУ, мы даем каждому ребенку с ЗПР шанс на полноценную жизнь, на радость открытий и на уверенность в своих силах. Если сделаем мир доступным для каждого ребенка, то тогда каждый из них сможет сказать: «Я могу!".

Пусть каждый ребенок найдет свое место в этом мире, и пусть его жизнь будет наполнена яркими красками и радостными открытиями!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год