Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мир, доступный всем: Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития в ДОУ
Педагогика
Автор: Парамонова Анна Владимировна   
25.06.2024 08:11

Мир, доступный всем: Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития в ДОУМир, доступный всем: Предметно-развивающая среда для детей с задержкой психического развития в ДОУ

Мир, доступный всем, — это не просто красивая фраза, а важная миссия каждого педагога, работающего с детьми. Детство – это время активного познания мира, формирования личности, раскрытия талантов. Однако для детей с задержкой психического развития (ЗПР) этот путь может быть сложнее, требуя особого внимания и специально организованной среды, которая бы не только компенсировала трудности, но и стала катализатором развития.

Для таких детей важно создать окружение, то есть нужен не просто набор игрушек и мебели, а продуманная система, которая будет способствовать развитию дошкольников, компенсировать трудности и раскрывать потенциал.

 

Представьте себе маленького ребёнка, который с трудом включается в игру, ему сложно следить за инструкцией, понимать речь и выражать свои мысли. Казалось бы, обычная игровая комната полна ярких игрушек, но для него она может стать бесполезным и даже пугающим пространством.

В этой статье мы поговорим о том, как создать предметно-развивающую среду, которая будет не просто "красивой" и "интересной", а настоящим инструментом развития для детей с ЗПР. Мы рассмотрим специфические требования к организации пространства, выделим ключевые элементы и поговорим о том, как сделать мир доступным и познаваемым для каждого ребенка.

Основные принципы организации предметно-развивающей среды для детей с ЗПР:

Среда должна быть безопасной и легко доступной для детей. Предметы должны быть яркими, контрастными, простыми в использовании и устойчивыми, что облегчает восприятие информации и способствует концентрации внимания. Важно исключить мелкие детали, острые углы и другие элементы, которые могут представлять опасность.

Пространство должно быть структурированным и понятным для ребенка. Предметы располагаются в последовательности и имеют четкие граничные зоны. Это помогает детям с ЗПР ориентироваться в пространстве, планировать свои действия и контролировать их. Важно, чтобы каждый предмет можно было использовать в различных играх и упражнениях, что позволяет детям развивать творческие способности, компенсировать отставание в речи и мышлении.

Предметно-развивающая среда должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР. Для детей с тяжелыми нарушениями необходимы более простые и ясные игрушки и упражнения. Для более способных детей можно использовать более сложные материалы и задания.

Воспитание и само нахождение ребенка в детском саду должно быть интересным и увлекательным. Все задания и упражнения в течение дня представлены в игровой форме, что усиливает мотивацию и улучшает процесс усвоения знаний. А использование картинок, символов, схем и алгоритмов помогает ребенку понять правила игры и поведения, последовательность действий, расписание дня.

Элементы предметно-развивающей среды для детей ЗПР:

Раздевалка — это не просто место для хранения вещей, а важная часть групповой среды, которая должна быть комфортной, информативной и стимулирующей развитие детей.

В раздевалке можно разместить:

  • Выставки детских рисунков, поделок, аппликаций. Это не только украшает раздевалку, но и демонстрирует родителям творческие достижения детей, мотивирует их к участию в творческих процессах.
  • Фотографии детей, сделанные во время интересных мероприятий. Фотографии могут быть оформлены в виде коллажа или тематических стендов. Это поможет родителям лучше понять, как их ребенок проводит время в группе.
  • Детские работы, связанные с изучением окружающего мира. Например, гербарий, коллекция камней, фотографии птиц или насекомых, чтобы дети могли поделиться своими знаниями с родителями.

Информация для родителей:

  • Расписание занятий, режим дня, меню группы. Эта информация поможет родителям ориентироваться в жизни группы и лучше понимать, как организован день их ребенка.
  • Рекомендации по воспитанию детей, советы психолога, логопеда. Это может быть в виде брошюр, листовок, информационных стендов, чтобы родители могли получить дополнительную информацию о развитии ребенка.
  • Объявления о предстоящих мероприятиях, экскурсиях, конкурсах. Это позволит родителям быть в курсе событий и участвовать в жизни группы.
  • Информация о нормах поведения в группе. Например, правила ухода за игрушками, правила поведения за столом, чтобы родители могли объяснить ребенку основные нормы групповой жизни.

Схемы одевания и раздевания:

  • Наглядные схемы с картинками или фотографией ребенка, показывающие последовательность одевания и раздевания. Схемы могут быть размещены на уровне глаз ребенка и сопровождаться короткими подписями.
  • Обучающие игры с карточками или пазлами с изображением одежды. Дети могут собирать пазлы и соответствовать картинке одежды ее названию.

Важно:

  • Раздевалка должна быть яркой, привлекательной и комфортной.
  • Все материалы должны быть расположены на доступном уровне для детей.
  • Информация должна быть краткой, ясной и понятной для детей и родителей.

В зоне развития речи можно расположить:

  • Яркие картинки и фото: Тематические наборы (животные, транспорт, профессии, еда и т.д.), картинки с подписями, фото реальных объектов.
  • Дидактические игры: Лото, пазлы, собиралки, игры на соотнесение картинки и слова.
  • Куклы и персонажи: Куклы-перчатки, мягкие игрушки, кукольный театр, чтобы играть в ролевые игры, развивать речь и воображение.
  • Настольные игры: Простые игры с правилами, например, «Ходи и говори», «Угадай слово», «Кто где живет".
  • Магнитные буквы: Для обучения чтению и развития мелкой моторики.
  • Звуковые игрушки: Музыкальные игрушки, инструменты, записи с разными звуками (животные, транспорт, природа), чтобы развивать слух и речь.

В зоне развития мелкой моторики будут находиться:

  • Мозаика: Разноцветная мелкая мозаика, чтобы развивать мелкую моторику, световосприятие и творческие способности.
  • Конструкторы: Простые и устойчивые конструкторы разных видов (кубики, LEGO Duplo, конструкторы из дерева).
  • Пластилин, тесто: Для лепки, развития творческих способностей и координации движений.
  • Наборы для рисования: Карандаши, фломастеры, краски, трафареты, чтобы развивать творческие способности, координацию движений и воображение.
  • Игры с песком и водой: Песочница, ванночка с водой, формочки, чтобы развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и творческие способности.

В зоне развития математических представлений можно расположить:

  • Счетные палочки: Для обучения счету, решению простых задач и развитию логического мышления.
  • Счетные палочки с цифрами: Для узнавания цифр и соотнесения их с количеством.
  • Геометрические фигурки: Для ознакомления с геометрическими формами, развития логического мышления и воображения.
  • Дидактические игры: Лото с цифрами и предметами, игры на соотнесение количества и цифры.

Зона развития познавательной активности может представлять собой:

  • Карты мира, России, города: Для ознакомления с географией, развития пространственного мышления и воображения.
  • Энциклопедии: Простые и яркие энциклопедии с большими фотографиями и кратким текстом.
  • Наборы для экспериментов: Простые и безопасные наборы для проведения несложных экспериментов с водой, песком, магнитными материалами и др.

Зона для игры и творчества включает в себя:

  • Кукольный театр: Для ролевых игр, развития речи и воображения.
  • Наборы для ролевых игр: Игрушечные посуда, инструменты, машины, чтобы развивать воображение, речь, игровые навыки.
  • Наборы для творчества: Краски, фломастеры, карандаши, бумага, пластилин, тесто, чтобы развивать творческие способности и мелкую моторику.
  • Спортивный инвентарь: Мячи, скакалки, обручи, спортивные игры, чтобы развивать двигательные навыки, координацию движений, физическую выносливость.

Уголок живой природы в группе с детьми ЗПР — это не просто декоративный элемент, а важнейшая часть развивающей среды, которая способствует:

  • Развитию познавательных процессов: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
  • Формированию речи: обогащению словарного запаса (названия растений, животных, явлений природы), развитию грамматического строя речи.
  • Воспитанию любознательности и бережного отношения к природе.
  • Снятию стресса и созданию комфортной атмосферы.

Что должно быть в уголке живой природы:

  • Календарь погоды: с картинками или символами, которые отражают погоду (солнце, дождь, снег, облака, ветер). Ребенок может самостоятельно отмечать погоду каждый день, что развивает наблюдательность, ориентацию во времени.
  • Календарь природы: с картинками или фотографиями растений и животных, характерных для разных времен года. Ребенок может отмечать появление первых снежинок, цветение первых подснежников, прилет птиц и т.д.
  • Дневник роста: с зарисовками или фотографиями растущих растений, которые дети выращивают в уголке. Ребенок может фиксировать изменения в росте растений, что развивает наблюдательность, терпение, любовь к природе.
  • Дневник наблюдения: с зарисовками, фотографиями, заметками о наблюдениях за животными или насекомыми, которые живут в уголке. Это развивает наблюдательность, учит анализировать и систематизировать информацию.
  • Растения: Комнатные растения, которые дети ухаживают (поливают, рыхлят землю, протирают листья), это развивает ответственность, бережное отношение к природе, способность заботиться о живых существах.
  • Весной и летом: огород с простыми овощными культурами (редис, салат, укроп). Дети могут участвовать в посадке, уходе за огородом, сборе урожая. Это развивает практические навыки, любовь к труду, понимание происхождения продуктов питания.

Важно:

  • Создать в уголке живой природы атмосферу спокойствия и умиротворения.
  • Использовать яркие цвета и контрастные изображения.
  • Оснастить уголок необходимым инвентарем (лейки, совочки, грабли, инструменты для ухода за растениями).
  • Проводить регулярные наблюдения за растениями и животными, создавая условия для общения детей с природой.

В уголке логопедадля детей с ЗПР обязательно должны присутствовать материалы, стимулирующие развитие речи и коррекцию речевых нарушений:

  • Зеркала для наблюдения за движениями артикуляционного аппарата.
  • Игрушки-помощники: Куклы, маски, игрушечные животные, которые помогают ребенку выполнять упражнения и делать артикуляционную гимнастику более интересной.
  • Карточки с изображением артикуляционных упражнений, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять упражнения.
  • Развивающие игры: «Веселый язычок», «Угадай звук», «Кто что говорит», «Повтори за мной".

Материалы для развития фонематического слуха:

  • Карточки с изображением предметов, звуки которых нужно угадать: Например, картинки с изображением кошки, собаки, птицы, чтобы ребенок мог угадать, какой звук издает это животное.
  • Игры с звуками: «Найди звук», «Повтори ритм», «Угадай слово», «Что звучит?".
  • Разнообразные звучащие игрушки: Игрушки, издающие разные звуки, чтобы ребенок мог дифференцировать звуки и развивать фонематический слух.

Материалы для развития лексики и грамматики:

  • Наборы карточек с изображением предметов, животных, явлений: Тематические наборы (одежда, транспорт, профессии, еда и т.д.).
  • Лото: Дидактические игры с карточками, где нужно соотнести картинку и слово.
  • Развивающие игры: «Собери предложение», «Найди лишнее слово», «Расскажи историю".
  • Книги: Яркие книги с большими картинками и простым текстом, которые можно читать вместе с ребенком.
  • Игрушечный театр: Для ролевых игр, развития речи и воображения.

Материалы для стимуляции речи:

  • Картинки с подписями для обучения чтению и закрепления словарного запаса.
  • Магнитные буквы для составления слов и развития мелкой моторики.
  • Наборы для составления предложений: Карточки с словами, из которых ребенок может составлять простые предложения.
  • Игры с словами: «Найди слово», «Составь предложение», «Угадай загадку".

Уголок сказок и книг в группе с детьми ЗПР — это важный элемент развивающей среды, который способствует:

  • Развитию речи: обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию связной речи.
  • Стимуляции воображения и фантазии: дети могут представлять себя героями сказок, придумывать свои истории.
  • Развитию эмоциональной сферы, ведь сказки помогают детям понять свои чувства и чувства других людей.
  • Формированию нравственных качеств: сказки учат добру, честности, дружбе, ответственности.

Что должно быть в уголке сказок и книг:

  • Книги: яркие, интересные книги с большими картинками и простым текстом, соответствующие возрасту детей.
  • Сказки: классические русские народные сказки, авторские сказки, сказки из разных стран мира.
  • Театральные куклы: куклы из сказок, которые можно использовать для инсценировки сказок и ролевых игр.
  • Костюмы из сказок: дети могут переодеваться в костюмы любимых героев и играть в сказку.
  • Музыкальное сопровождение: диски с музыкой из сказок, песнями о сказках.
  • Настольные игры: игры, связанные со сказками, например, «Лото «Сказки», «Пазлы «Сказки».

Важно:

  • Уголок сказок и книг должен быть ярким, привлекательным и комфортным.
  • Все материалы должны быть безопасными и простыми в использовании.
  • Важно регулярно обновлять материалы в уголке.
  • Педагог должен читать детям сказки, обсуждать с ними прочитанное, организовывать игры по мотивам сказок.

Уголок сказок и книг -это отличное место для детей с ЗПР, где они могут погрузиться в мир фантазии, развивать речь и воображение, узнавать о мире и о себе!

Дополнительные элементы:

  • Аудио и видео материалы: Записи с речью, песнями, сказками, чтобы ребенок мог слушать и повторять.
  • Игрушки-повторяшки: Игрушки, которые повторяют слова и фразы, чтобы ребенок мог повторять за игрушкой.

Уголок уединения в группе с детьми ЗПР — это необходимый элемент, который создаёт ощущение безопасности, комфорта и помогает справиться с перегрузкой.

В уголке уединения можно разместить:

  • Мягкие пуфы или кресла-мешки: Они создают уютную и комфортную обстановку, позволяя ребенку расслабиться и отдохнуть.
  • Мягкий коврик: Он создает ощущение тепла и уюта, помогая ребенку чувствовать себя в безопасности.
  • Шторы или ширма: Они создают уединённое пространство, где ребенок может побыть наедине с собой, успокоиться и восстановить силы.
  • Игрушки-антистресс: Например, мячики-антистресс, мягкие игрушки, конструкторы, пазлы. Они помогают ребенку справиться с тревогой и нервным напряжением.
  • Яркие, интересные книги с большими картинками и простым текстом. Чтение может помочь ребенку расслабиться и отвлечься от проблем.
  • Музыкальный центр: Возможность включить спокойную музыку или звуки природы помогает ребенку расслабиться и отдохнуть.
  • Настольные игры: Простые настольные игры для одного игрока помогают ребенку сосредоточиться и отвлечься от тревоги.

Важно:

  • Уголок уединения должен быть ярким, привлекательным и комфортным.
  • Все материалы должны быть безопасными и простыми в использовании.
  • Важно создать в уголке атмосферу спокойствия и умиротворения.
  • Не заставляйте ребенка использовать уголок уединения. Он должен иметь право выбора.

Уголок уединения -это отличное место для ребенка с ЗПР, где он может почувствовать себя в безопасности, отдохнуть и восстановить силы.

Организация и использование предметно-развивающей среды — это только первый шаг. Ключевую роль играет педагог, который должен уметь правильно использовать ее в своей работе. Он должен проводить занятия, используя игрушки и материалы из среды, стимулировать детей к самостоятельной игре, а также создавать атмосферу поддержки и понимания. Очень важно привлекать родителейк созданию и оснащению пространства, а также к участию в развивающих занятиях с детьми.

Важно помнить, что предметно-развивающая среда – не самоцель, а средство для достижения целей воспитания. Создавая доступную и познавательную среду в ДОУ, мы даем каждому ребенку с ЗПР шанс на полноценную жизнь, на радость открытий и на уверенность в своих силах. Если сделаем мир доступным для каждого ребенка, то тогда каждый из них сможет сказать: «Я могу!".

Пусть каждый ребенок найдет свое место в этом мире, и пусть его жизнь будет наполнена яркими красками и радостными открытиями!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год