Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как организовать и провести проект в детском саду
Педагогика
Автор: Крейнерт Эльвира Алексеевна   
24.06.2024 16:14

Как организовать и провести проект в детском садуКак организовать и провести проект в детском саду

Крейнерт Эльвира Алексеевна воспитатель, МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида – СП детский сад №30. г. Нижний Тагил,

Детский сад – первая ступенька в образовании ребенка, его первый опыт участия в социальной жизни.

На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитателя избрать самые эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных педагогических технологий.

В последнее время в практике дошкольных учреждений активно при-меняется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения.

 скачать конспект

Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

Проектная деятельность в детском саду – это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

После выбора актуальной задачи (проблемы) для ребенка составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители), где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно.

Первый этап в проектной деятельности – выбор темы.

Задача педагога на первом этапе — осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

- Что я знаю?

- Что хочу узнать?

- Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию ребёнка в области познания собственных интересов, но и способствует развитию речи и оценки своих способностей и знаний.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей)
  • обсуждает план с семьями воспитанников
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ
  • вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта
  • собирает информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замы-слов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые про-блемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта)
  • даёт домашние задания родителям и детям
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.т.).

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий по-тенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели воз-можность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достиже-ния, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми
  • подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реали-зуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личност-ному развитию ребёнка.

Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов.

Также проекты классифицируются:

  • по составу участников (различаются по составу групп участников проекта — индивидуальные, групповые и фронтальные)
  • по целевой установке
  • по тематике (различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов)
  • по срокам реализации (по продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год)).

В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  • Творческие (оформление результата в виде детского праздника)
  • Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее)
  • Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы)
  • Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).

В настоящее время в нашей группе прошли несколько мини — проектов:

Мы узнали, что финансово грамотный человек – это человек, который:

  • умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приум-ножает их. Продукт проекта – экспонаты для мини-музея «Финополис».

Мы узнали, что "Сити — ферма"–этоорганизация условий длявыращивание сельскохозяйственных культур в условиях города. Домашний огород — огурцов, редиса, перца, моркови, томатов черри, шпината, клубники и многих других полезных продуктов на протяжении всего года. Продукт проекта – сити-ферма из ЛЕГО-конструктора.

Мы узнали, что"Город моей мечты" — экологически чистый красивый удобный город будущего. Продукт проекта – игровой макет «Город».

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.

Список литературы:

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений (5 — 7 лет). — М.: Мозаика — Синтез, 2019.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год