Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ
Педагогика
Автор: Ефименко Юлия Владимировна   
30.09.2024 16:31

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

Ефименко Юлия Владимировна, заведующий МАДОУ «Детский сад№280», г. Барнаул

Современный мир переживает кардинальные изменения в подходах к системе образования в целом, что подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации образования и воспитания, особенно в дошкольном образовании, так как это первый этап. Растет число детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах в специальных образовательных службах. В этой связи особую роль на современном этапе играет инклюзивный подход к образованию. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, государство гарантирует инвалидам равные возможности для получения общего образования и создания специальных условий для реализации права образование, но на практике эти положения закона еще не реализованы.

В свете современных изменений в российской системе образования необходимо разработать адаптивные стратегии для индивидуумов с особыми образовательными потребностями. Этот шаг является важным этапом, который требует переосмысления отношения общества и государства к таким людям, признания их прав на равные возможности в образовании и других сферах жизни.

 

Конвенция о правах инвалидов (2006) является первым документом о правах человека в данном веке и первым международным договором обязательного характера, затрагивающим права инвалидов. Принятие этой Конвенции Российской Федерацией приведет к изменениям в законодательстве в отношении инвалидов. В статье 24 Конвенции подчеркивается, что "государство обязано обеспечить равный доступ всех детей с инвалидностью к образованию, сделав систему образования инклюзивной".» [2].

В дошкольных учреждениях все дети выигрывают благодаря применению инклюзивного подхода, который персонализирует образование для каждого участника образовательного процесса. Инклюзия гарантирует полное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы. Цель инклюзии заключается в создании среды в группе, которая способствует эффективной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день наиболее часто встречающимся способом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России является специальное (коррекционное) образование. Однако процесс интеграции таких детей в образовательные учреждения страны находится в стадии активного развития, где тестируются различные модели и формы сотрудничества между специальным и обычным образованием. Также предпринимаются усилия для создания оптимальных условий с целью обеспечения полноценной социальной адаптации и развития личности таких детей.

Интеграция инклюзивной практики требует инновационного подхода и гибкости образовательной системы, которая учитывает потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но также различные этнические группы, пол, возраст и принадлежность к различным социальным группам. [12] Новые методы обучения направлены на создание комфортной и эффективной образовательной среды для всех детей, независимо от их способностей и особенностей. Для эффективного управления процессами инклюзии необходимо развивать командные методы работы, внедрять проектные подходы к организации деятельности, проводить диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, а также согласовывать интересы всех участников образовательного процесса — детей, родителей, педагогов и администрации. Однако осознание важности и перспективности перехода к инклюзивной модели образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья выделяет ряд проблем, которые требуют немедленного решения: требуется улучшение законодательной базы, которая регламентирует организацию инклюзивного образования; отсутствие возможности использования экономических и финансовых инструментов для реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми стандартами затрат, включая расходы на создание специальных условий обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе; недостаточное развитие в образовательных учреждениях создания адаптивной среды, обеспечения доступности и создания безбарьерной среды для жизнедеятельности; отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования; отсутствие достаточного методического обеспечения для успешной реализации инклюзивного образовательного процесса, что ограничивает возможности специалистов сопровождения и педагогов, работающих в инклюзивной среде; отсутствие готовности общества и людей с ограниченными возможностями здоровья к взаимопониманию.

Для внедрения данного подхода требуется разработка методических пособий, моделей индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения. Необходимо также создать модель инклюзивного дошкольного учреждения, где будут реализовываться индивидуальные образовательные программы для детей в группах комбинированной направленности. Важно разработать основную образовательную программу для инклюзивных групп дошкольных учреждений, а также индивидуальные образовательные планы и программы включения. Необходимо также определить условия, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть включены в работу различных структурных подразделений дошкольных учреждений.

В рамках учебного заведения для детей дошкольного возраста можно выделить различные методы инклюзивного образования.

Смешанная дошкольная группагруппа смешанного обучения — это форма обучения, в которой учатся дети с нормальным развитием (две трети) и дети с отклонениями в развитии (не более одной трети). В такой группе обычно 12-15 человек, а педагогом обязательно является учитель-дефектолог. Смешанные группы создают специальные условия для интеграции детей с нарушениями в развитии, обеспечивая раннюю социальную и образовательную адаптацию. Кроме того, дети без выраженных отклонений, но испытывающие трудности в обучении по другим причинам, также могут получить необходимую поддержку и помощь в таких группах.

Группы кратковременного пребывания с целью оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, не посещающими специальные дошкольные учреждения, таким как дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательным аппаратом, задержкой развития и другими особенностями, создаются группы кратковременного пребывания. В этих группах проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более 2-3 детей), на которых обязательно присутствуют родители.

«Образование является неотъемлемым правом каждого индивида, обладающим огромной значимостью и потенциалом. Оно лежит в основе принципов свободы, демократии и устойчивого развития... Нет ничего более приоритетного, никакой другой миссии, кроме обеспечения доступа к образованию для всех..." — Кофи Аннан (1998) [5].

Инклюзивная модель дошкольного образовательного учреждения представляет собой слаженный и цельный процесс, включающий в себя усилия специалистов, методологические взаимосвязи, активное участие ребенка и его семьи.

Библиографический список

  1. Изменения и дополнения, внесенные федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, касаются Закона Российской Федерации "Об образовании".)
  2. Распоряжение N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года об обеспечении доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.»
  3. Зарецкий В. К. Организация десяти конференций, посвященных вопросам развития детей с особыми потребностями — это десять этапов от внедрения инноваций к установлению стандартов // Журнал "Психологическая наука и образование". – 2005. – Том 1. – Страницы 83—95.
  4. Инклюзивный детский сад. – М., 2009.
  5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в современном обществе. Перспективы Европы. Учебное пособие для будущих педагогов. – Издательство "Просвещение", Москва, 2009.
  6. Исследование работы интегративного детского сада. Часть 2. / Составители: М. М. Прочухаева, Т. П. Медведева. – Город Москва: Издательство Департамента образования, 2005 год.
  7. Методическое пособие "Ребенок в дошкольном учреждении с инклюзивной средой" под редакцией Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутеповой было выпущено издательством РУДН в 2010 году.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год