Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Педагогика
Автор: Петрухина Ульяна Викторовна   
10.10.2024 16:36

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯМЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Петрухина У.В., заместитель заведующего по ВОП МБДОУ № 9 г. Амурска

Современные тенденции развития российского образования обуславливают изменения приоритетных задач образовательного процесса: высшей ценностью становится личность специалиста с ее потребностью в саморазвитии, реализации творческого потенциала. Особый спрос возрастает на педагогов, достигших определенных высот в своем интеллектуальном и духовном развитии, способных к наиболее профессиональной и личностной самореализации в новых социально-экономических условиях.

 

Нормативно-правовые документы федерального уровня: в первую очередь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», профессиональный стандарта «Педагог» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования. Так, переход на новый профессиональный стандарт подчеркивает необходимость акцентирования внимания на повышении уровня профессиональной компетентности педагогических работников и формировании у них потребностей в непрерывном профессиональном развитии. Также переход на новый профессиональный стандарт предполагает создание инновационной образовательной среды в дошкольной организации, в рамках которой будут созданы условия для профессионального роста педагогов, для совершенствования их деятельности в соответствии с требованиями.

Современное общество повышение эффективности образовательных отношений в дошкольной организации связывает с профессиональной успешностью педагога и его умением представлять свои профессиональные достижения. Мы считаем, что именно, профессиональная успешность является тем позитивным мотивом педагога к профессиональному развитию. То есть, суть методического сопровождения в нашей дошкольной организации заключается в формировании системы непрерывного профессионального развития через создания ситуации успеха для каждого педагога.

С позиции педагогики, «успех» определяется как удача в запланированном деле, мероприятии, достижении поставленной цели; признание удачи окружающими людьми, что проявляется в общественном одобрении достижений какого-либо человека. Таким образом, успех – это пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, педагог должен почувствовать себя успешным. При таком взгляде на данную проблему в центре нашего внимания располагается — мотивация к достижению профессионального успеха.

Модель профессионального сопровождения педагогических кадров в ДОУ включает различные формы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху. Данная модель имеет три направления работы: образовательная деятельность, творческая деятельность и демонстрация успешного опыта. Вся деятельность организована в форме «Университетов». Работа каждого университета решает свои задачи и нацелена на различные категории педагогов. Так, начинающим педагогам требуется формирование профессиональных умений, накопление педагогического опыта, помощь в преодолении профессиональных трудностей, в то время, как более опытным педагогам, требуется совершенствование своего мастерства, поиск инновационных подходов в вопросах развития и воспитания детей, создание условий для представления своего опыта. «Университет образования» включает в себя «Школу молодого педагога», деятельность которого регламентируется соответствующим Положением, приказом заведующего ежегодного утверждается план работы с молодыми педагогами, кроме того согласно Положению о наставничестве за каждым начинающим педагогом закрепляется педагог-наставник. В результате совместной деятельности под руководством наставников начинающие педагоги представляют на педагогических советах разработанные дидактические пособия, детские познавательно-исследовательские, педагогические проекты по различным направлениям развития и воспитания детей. В рамках школы молодого педагога с привлечением педагогов стажистов проводятся такая форма работы как дискуссионный клуб. Это открытая площадка для всестороннего обсуждения наиболее актуальных педагогических проблем, обеспечивает конструктивное общение педагогов друг с другом.

В рамках клуба происходит анализ конкретных ситуаций из опыта работы с детьми и принимаются педагогически правильные решения. Подбирая учетом постепенного усложнения, мы добиваемся наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. Используются такие виды ситуаций, как: ситуация-иллюстрация, в которой описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение. Например, ребенок не проявляет интерес к той деятельности, которую предлагает воспитатель не хочет заниматься. Какими могут быть действия воспитателя? Ситуации-упражнения: необходимо решить, выполнив некоторые задания (например, в соответствии с тематической неделей составить план конспект по познавательному развитию, сценарий прогулки). Вситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его; (например, педагог не дает детям играть с новыми игрушками, объясняя им, что эти игрушки для занятий. Объясните поведение воспитателя). Ситуации-проблемы – конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить, в помощь воспитателям дается несколько вопросов. Например, дети, выйдя на прогулку в зимний день, сразу начали брать снег в ладони, бегать и кидать снег. Как организовать детей в этой ситуации и привлечь их внимание к наблюдению на прогулке? В ходе дискуссионного клуба с молодыми педагогами применяется технология обучения дискуссии через прием «Займи свою позицию», то есть педагогам предлагается выбрать свою позицию и обосновать ее. При использовании метода моделирования рабочего дня воспитателя, педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключении организуется обсуждение всех предложенных моделей, анализируются положительные и отрицательные моменты. С целью овладения практическими навыками организации совместной деятельности с детьми, молодыми педагогами осуществляется посещение занятий опытных педагогов-наставников, затем организуется взаимопосещение между собой с последующим анализом деятельности, выявлением эффективных приемов, методов.

«Факультет инноваций» направлен на совершенствование, повышение педагогических компетенций, поиск и апробацию инновационных подходов. С этой целью, создаются среди педагогов творческие группы по приоритетным направлениям, инновационной деятельностью учреждения. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Важную роль в повышении педагогической компетенции занимают деловые игры, которые вызывают высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем и позволяют связать теорию с педагогическим опытом. Семинары-практикумы и тренинги являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру. Позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. Возможность выступить перед коллегами большему количеству педагогов предоставляется в форме эстафет педагогического мастерства. Соревнования между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее. Последний участник подводит итоги, делает выводы. Например, работая над проблемой по речевому развитию, одни педагоги из опыта работы освещают вопрос по организации развивающей среды группы, другие представляют инновационные формы работы с детьми, демонстрируют практические приемы, следующие раскрывают работу с родителями.

«Университет творчества» включат такие формы работы, которые направлены на развитие творческого потенциала педагогов, демонстрацию профессионального мастерства, ориентированы на его успешный профессиональный рост, на стремление заявить о себе. Это творческие гостиные, мастерские, смотры-конкурсы профессионального мастерства. В конце учебного года, как правило, проходят ярмарки педагогических идей. Немало важную роль в передаче педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов в работе занимает проведение педагогами мастер-классов. Здесь педагог реализует свою педагогическую концепцию, создает проблемные ситуации в работе с коллегами, импровизирует, организует практическое обучение определенным приемов. Такая форма, как «Часы заинтересованного информационного обмена», позволяет педагогам предоставить ту информацию, которую они получили, проходя курсы повышения квалификации, от просмотравебинаров, посещения районных методических мероприятиях. «Часызаинтересованного информационного обмена» проводятся два раза в месяц. Педагог сам выбирает форму предоставления информации.

Таким образом, данные формы деятельности направлены на совершенствование профессионального мастерства педагогов, повышение профессиональной компетентности. Систематизируют приемы и методы создания ситуации успеха.

Для наглядной демонстрации успешной профессиональной деятельности в методическом кабинете организован «Экран Успеха педагога». В течение месяца методической службой отмечаются (звездочками) достижения педагога в профессиональной деятельности, в работе с детьми, с родителями. В результате сам педагог и другие наглядно видит в какой области он более успешен, какую деятельность следует корректировать. Результаты достижений педагогов в конце каждого месяца озвучиваются педагогическому коллективу, фиксируются в картах профессиональной активности педагога, в конце года активные педагоги отмечаются благодарственными письмами, сертификатами.

Таким образом, положительная профессиональная мотивация – это интегративный показатель, влияющий на профессиональную успешность педагога.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО. Методическое пособие. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 160 с.
  2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год