Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Предметно – развивающая среда ДОУ как эффективное средство формирования предпосылок математической грамотности дошкольников»
Педагогика
Автор: Лушникова Надежда Александровна   
14.10.2024 21:25

«Предметно – развивающая среда ДОУ как эффективное средство формирования предпосылок математической грамотности дошкольников»«Предметно – развивающая среда ДОУ как эффективное средство формирования предпосылок математической грамотности дошкольников»

Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.

Л.С. Выготский

Современный детский сад – этоместо, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. В современных методических документах подчеркивается, что направления развития детей в условиях ДОУ и виды деятельности, которые планируются в режимных процессах в течение дня, должны найти отражение в рамках того оборудования и материалов, которые размещаются в каждой зоне предметно – развивающей среды.

Таким образом, математическое развитие, как одно из направлений, также должно быть обеспечено средствами предметно – пространственной развивающей среды в каждой возрастной группе детского сада. Организация счета, сравнения чисел, владение вычислительными приемами, умения выделять признаки знакомых геометрических фигур, видоизменять их, измерять линейные, жидкие, сыпучие тела с помощью условной мерки, определять массу различных объектов на основе барического чувства и с помощью измерения на весах, правильно использовать системы ориентировки в пространстве и на плоскости (включая работу в тетрадях), владение единицами измерения времени и ориентировкой по часам (циферблат, часовая и минутная стрелки) – все это дошкольники могут осваивать, совершенствовать умения, доводя их до навыков, углублять и расширять математические представления, эффективно используя грамотно созданную и целесообразно функционирующую предметно – пространственную развивающую среду своей возрастнойгруппы.

 

Скачать конспект

При проектировании предметно – пространственной развивающей среды в дошкольной организации, прежде всего учитываются требования, предусмотренные в ФГОС ДО. В образовательной программе, рекомендованной для дошкольных организаций, предусмотрено пять образовательных областей: социально – коммуникативное; познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие. Виды деятельности, организуемые врамках обозначенных областей, должны быть реализованы не только в ходе образовательной деятельности на занятиях, но и в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности. А эти виды взаимодействия лучше всего осуществить, действуя с материалами развивающей среды. На успешность обучения дошкольников математическим основам влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Буланова О.П. указывает, что в современных условиях модернизации дошкольного образования необходимо организовывать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени. Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому, отмечает Л.Н. Галкина, обновление и обогащение предметно-развивающей среды является одним из необходимых условий для развития детей и проявления заинтересованности в формировании элементарных математических представлений.

Как правило, модель предметно-развивающей среды состоит из трех компонентов: предметное содержание, пространственная организация, и их изменение во времени. Для осуществления детьми разнообразной деятельности математического содержания, например экспериментирования, измерения, моделирования, счетной деятельности, видоизменения геометрических фигур, необходимо оборудование, такое как: весы, гири, емкости, линейки, счетные палочки, природный материал, геометрические конструкторы, мелкий и крупный плоскостной материал для счета и т.п. Педагоги должны обеспечить закрепление, расширение и уточнение знаний из области математики средствами предметно – развивающей среды.

Предметно-развивающая среда, отмечает М.Н. Полякова, является движущей силой в формировании и развитии математических навыков, умений и способностей дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений должна быть создана такая среда, которая стимулировала бы умственную и познавательную деятельность, развивала бы способности ребенка, сохраняла и укрепляла психологическое, физическое и нравственное здоровье.

Для оформления математического уголка используются узоры из разноцветных геометрических фигур, цифры, картинки с героями сказок, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Таким образом, игровой материал для математического уголка, как рекомендует Т.А. Фалькович, должен быть подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.

Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок, целесообразно поместить: счетные палочки, кубики, игрушки, различные картонные трафареты, цифровые карточки, трафареты цифр, также могут быть организованы уголки для дидактических игры, направленных на обучение количеству и счету, такие как магазин.

Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить:

  • блоки Дьенеша
  • набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов; бросовый материал
  • дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»)
  • пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ; весы и предметы для сравнения их веса
  • условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины
  • кубики различного размера, ленты, пирамиды, с кольцами различными по размерам.

Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок Кирьянова Р.А. советует поместить: дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»), модели геометрических фигур и объемных тел, развивающие блоки Дьенеша, картонные трафареты разных форм.

Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить: дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве», различные игровые карточки с картинками.

Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить: дидактический материал «Время суток», определение времени по часам, календари, часы, настольно-печатные игры (например, «Когда это бывает?»).

Главная задача педагога ДОУ — создать интерес к проявлению, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм, так как игра является элементом активизации развития логико-математических способностей, навыков и умений.

Таким образом, неотъемлемой частью развития математических способностей у дошкольников является обогащенная и правильно составленная предметно-развивающая среда. Развитие математических представлений под влиянием правильно организованной предметно-развивающей среды происходит особенно успешно.

Список использованных источников

  1. Буланова, О.П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 5. — С. 29-34.
  2. Галкина, Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Вестник ТвГУ. Серия Педагогика и психология. 2016. 4. С. 60-64.
  3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  4. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. — СПб.: Детство-Пресс, 2022. [Электронный ресурс] — URL: https: //aldebaran. ru/author/kiryanova_raisa/kniga_proektirovanie_predmetno_razvivayusheyi
  5. Максимова Г.Ю. Предметно – пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. Вып. 4. – Владимир: ВГПУ, 2017. – 341 с.
  6. Полякова М.Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада //https: //www. labirint. ru/books/326599/
  7. Томчик Г. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС // Дошкольник (дошкольник. рф): сетевой журнал. [Электронный ресурс]. URL: http: //doshkolnik. ru/pedagogika/7854-sreda. html
  8. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений — М.: ВАКО, 2021. – 278 с. https: //vk. com/club127722071
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год