Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностями
Педагогика
Автор: Редькина Татьяна Александровна Стройкова Людмила Владимировна   
19.10.2024 18:33

Развивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностямиРазвивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностями

  • Редькина Татьяна Александровна – учитель-логопед МДОУ «Детский сад№ 145»
  • Стройкова Людмила Владимировна – учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад№ 145»

Аннотация: данная статья рассматривает эффективное использование развивающего диалога в поддержке детской инициативы у воспитанников с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста. Авторы обращают внимание на необходимость уважения и активного слушания ребенка, использования его уникального опыта и стимулирования критического мышления. Также описывается важная роль педагогов в создании поддерживающей среды и обратной связи, преимущества развивающего диалога (развитие творческого мышления, лидерских навыков, социальных навыков, самооценки и самодоверия детей).

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, ограниченные возможности здоровья, комплексное психолого-педагогическое сопровождение, развивающий диалог, детская инициатива, активное слушание, критическое мышление, творческое мышление, обратная связь, лидерские навыки, социальные навыки, самооценка, самодоверие.

 

В современном обществе на данный момент существует большое количество детей с особыми образовательными потребностями, которые требуют дополнительной поддержки и внимания со стороны дошкольных образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение данной категории воспитанников. В данной статье рассматривается вопрос, каким образом развивающий диалог может стать эффективным средством поддержки детской инициативы у детей с особыми образовательными потребностями.

Дети могут удивить нас своей неиссякаемой энергией, творческим подходом к решению проблем и массой идей, которые кажутся нам, взрослым, неосуществимыми. Однако часто отсутствие понимания и поддержки со стороны взрослых может подавить эту инициативу и остановить детские таланты в развитии. И здесь вступает в действие концепция развивающего диалога как эффективного способа поддержки детской инициативы.

Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов. Основателем развивающего диалога был бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрейер, который в 19 веке с помощью своего метода за несколько дней обучал письму неграмотных деревенских жителей. Этим методом стало использование развивающего диалога, в процессе которого он проявлял к людям искренний интерес и участие. Через развивающий диалог П. Фрейер выявлял первичные потребности жителей деревни, вследствие чего проявлялась потребность более высокого порядка – потребность в обучении.

На философские и методологические предпосылки П.Фрейера опиралась Е.Н. Чеснокова, выделившая и подробно описавшая метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде.

Развивающий диалог – это процесс эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, основанный на открытости, взаимоуважении и взаимопонимании. Он предполагает активное слушание и признание детских идей и мнений, а также создание условий для воплощения этих идей в жизнь.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения играют важную роль в стимулировании детской инициативы через развивающий диалог. Вместо того чтобы давать готовые решения и указывать путь, они должны поддерживать детей и помогать им развивать свои собственные идеи и решения. Это может включать в себя следующие приемы: постановку открытых вопросов, высказывание позитивных комментариев, стимулирование критического мышления и потенциала детей.

Развивающий диалог представляет собой особую форму общения, которая активизирует детскую мыслительную деятельность и способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности. Данный подход позволяет создать условия, при которых ребенок самостоятельно осознает свои потребности и формирует собственные цели и задачи.

Один из основных принципов развивающего диалога – это уважение и активное слушание ребенка. Важно выявить и узнать его интересы, мотивацию и потребности. Для детей с особыми образовательными потребностями это особенно важно, так как они могут испытывать сложности в общении и выражении своих мыслей. Педагог должен создать безопасную и поддерживающую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.

Важным компонентом развивающего диалога является взаимодействие с детским опытом. Ребенок имеет свой уникальный жизненный опыт, который он может применять в образовательном процессе. Педагог должен быть внимательным к этому опыту и находить способы его использования, направляя ребенка на самостоятельное мышление и решение задач.

Кроме того, развивающий диалог способствует развитию критического мышления у детей. Педагог может задавать открытые вопросы, стимулирующие анализ, сравнение и обобщение информации. Таким образом, дети научатся оценивать предлагаемую информацию и принимать осознанные решения.

Важно отметить, что развивающий диалог – это процесс, требующий времени и терпения. Для эффективной поддержки детской инициативы, необходимо создать систему непрерывной обратной связи, в которой педагог будет аккуратно и конструктивно оценивать достижения ребенка и помогать ему в преодолении трудностей.

Развивающий диалог помогает детям развить ряд важных навыков и качеств. Во-первых, он способствует развитию творческого мышления. Дети могут начать думать за пределами привычных рамок и искать нестандартные решения проблем. Во-вторых, он помогает развить лидерские навыки. Дети научатся выражать свое мнение, аргументировать свои идеи и рисковать выдвинуться вперед. В-третьих, развивающий диалог способствует развитию социальных навыков, таких как слушание других и уважение к их мнению.

Одним из ключевых преимуществ развивающего диалога является укрепление самооценки и самодоверия детей. Когда их идеи и инициативы принимаются серьезно, дети начинают верить в свои способности и стремятся к творческому и инновационному мышлению.

Конечно, поддержка детской инициативы через развивающий диалог требует времени, терпения и деликатного подхода. Взрослые должны быть готовы выслушать и понять детей, даже если их идеи кажутся неосуществимыми или непрактичными. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои уникальные способности и интересы.

В заключение следует сделать вывод о том, что развивающий диалог является эффективным способом поддержки детской инициативы у воспитанников с особыми образовательными потребностями. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, способствует развитию самостоятельности и творческого потенциала. Педагоги, применяющие данную технологию, могут внести значительный вклад в развитие и успех каждого ребенка в ходе реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Список литературы

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая средадетского сада. М.: Перспектива, 2011.
  3. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  4. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева //Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  5. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель – ученик»: СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 188 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год