Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностями
Педагогика
Автор: Редькина Татьяна Александровна Стройкова Людмила Владимировна   
19.10.2024 18:33

Развивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностямиРазвивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностями

  • Редькина Татьяна Александровна – учитель-логопед МДОУ «Детский сад№ 145»
  • Стройкова Людмила Владимировна – учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад№ 145»

Аннотация: данная статья рассматривает эффективное использование развивающего диалога в поддержке детской инициативы у воспитанников с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста. Авторы обращают внимание на необходимость уважения и активного слушания ребенка, использования его уникального опыта и стимулирования критического мышления. Также описывается важная роль педагогов в создании поддерживающей среды и обратной связи, преимущества развивающего диалога (развитие творческого мышления, лидерских навыков, социальных навыков, самооценки и самодоверия детей).

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, ограниченные возможности здоровья, комплексное психолого-педагогическое сопровождение, развивающий диалог, детская инициатива, активное слушание, критическое мышление, творческое мышление, обратная связь, лидерские навыки, социальные навыки, самооценка, самодоверие.

 

В современном обществе на данный момент существует большое количество детей с особыми образовательными потребностями, которые требуют дополнительной поддержки и внимания со стороны дошкольных образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение данной категории воспитанников. В данной статье рассматривается вопрос, каким образом развивающий диалог может стать эффективным средством поддержки детской инициативы у детей с особыми образовательными потребностями.

Дети могут удивить нас своей неиссякаемой энергией, творческим подходом к решению проблем и массой идей, которые кажутся нам, взрослым, неосуществимыми. Однако часто отсутствие понимания и поддержки со стороны взрослых может подавить эту инициативу и остановить детские таланты в развитии. И здесь вступает в действие концепция развивающего диалога как эффективного способа поддержки детской инициативы.

Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов. Основателем развивающего диалога был бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрейер, который в 19 веке с помощью своего метода за несколько дней обучал письму неграмотных деревенских жителей. Этим методом стало использование развивающего диалога, в процессе которого он проявлял к людям искренний интерес и участие. Через развивающий диалог П. Фрейер выявлял первичные потребности жителей деревни, вследствие чего проявлялась потребность более высокого порядка – потребность в обучении.

На философские и методологические предпосылки П.Фрейера опиралась Е.Н. Чеснокова, выделившая и подробно описавшая метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде.

Развивающий диалог – это процесс эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, основанный на открытости, взаимоуважении и взаимопонимании. Он предполагает активное слушание и признание детских идей и мнений, а также создание условий для воплощения этих идей в жизнь.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения играют важную роль в стимулировании детской инициативы через развивающий диалог. Вместо того чтобы давать готовые решения и указывать путь, они должны поддерживать детей и помогать им развивать свои собственные идеи и решения. Это может включать в себя следующие приемы: постановку открытых вопросов, высказывание позитивных комментариев, стимулирование критического мышления и потенциала детей.

Развивающий диалог представляет собой особую форму общения, которая активизирует детскую мыслительную деятельность и способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности. Данный подход позволяет создать условия, при которых ребенок самостоятельно осознает свои потребности и формирует собственные цели и задачи.

Один из основных принципов развивающего диалога – это уважение и активное слушание ребенка. Важно выявить и узнать его интересы, мотивацию и потребности. Для детей с особыми образовательными потребностями это особенно важно, так как они могут испытывать сложности в общении и выражении своих мыслей. Педагог должен создать безопасную и поддерживающую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.

Важным компонентом развивающего диалога является взаимодействие с детским опытом. Ребенок имеет свой уникальный жизненный опыт, который он может применять в образовательном процессе. Педагог должен быть внимательным к этому опыту и находить способы его использования, направляя ребенка на самостоятельное мышление и решение задач.

Кроме того, развивающий диалог способствует развитию критического мышления у детей. Педагог может задавать открытые вопросы, стимулирующие анализ, сравнение и обобщение информации. Таким образом, дети научатся оценивать предлагаемую информацию и принимать осознанные решения.

Важно отметить, что развивающий диалог – это процесс, требующий времени и терпения. Для эффективной поддержки детской инициативы, необходимо создать систему непрерывной обратной связи, в которой педагог будет аккуратно и конструктивно оценивать достижения ребенка и помогать ему в преодолении трудностей.

Развивающий диалог помогает детям развить ряд важных навыков и качеств. Во-первых, он способствует развитию творческого мышления. Дети могут начать думать за пределами привычных рамок и искать нестандартные решения проблем. Во-вторых, он помогает развить лидерские навыки. Дети научатся выражать свое мнение, аргументировать свои идеи и рисковать выдвинуться вперед. В-третьих, развивающий диалог способствует развитию социальных навыков, таких как слушание других и уважение к их мнению.

Одним из ключевых преимуществ развивающего диалога является укрепление самооценки и самодоверия детей. Когда их идеи и инициативы принимаются серьезно, дети начинают верить в свои способности и стремятся к творческому и инновационному мышлению.

Конечно, поддержка детской инициативы через развивающий диалог требует времени, терпения и деликатного подхода. Взрослые должны быть готовы выслушать и понять детей, даже если их идеи кажутся неосуществимыми или непрактичными. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои уникальные способности и интересы.

В заключение следует сделать вывод о том, что развивающий диалог является эффективным способом поддержки детской инициативы у воспитанников с особыми образовательными потребностями. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, способствует развитию самостоятельности и творческого потенциала. Педагоги, применяющие данную технологию, могут внести значительный вклад в развитие и успех каждого ребенка в ходе реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Список литературы

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая средадетского сада. М.: Перспектива, 2011.
  3. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  4. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева //Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  5. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель – ученик»: СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 188 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год