Развивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностями |
Педагогика | |||
Автор: Редькина Татьяна Александровна Стройкова Людмила Владимировна | |||
19.10.2024 18:33 | |||
Развивающий диалог как эффективный способ поддержки детской инициативы детей с особыми образовательными потребностями
Аннотация: данная статья рассматривает эффективное использование развивающего диалога в поддержке детской инициативы у воспитанников с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста. Авторы обращают внимание на необходимость уважения и активного слушания ребенка, использования его уникального опыта и стимулирования критического мышления. Также описывается важная роль педагогов в создании поддерживающей среды и обратной связи, преимущества развивающего диалога (развитие творческого мышления, лидерских навыков, социальных навыков, самооценки и самодоверия детей). Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, ограниченные возможности здоровья, комплексное психолого-педагогическое сопровождение, развивающий диалог, детская инициатива, активное слушание, критическое мышление, творческое мышление, обратная связь, лидерские навыки, социальные навыки, самооценка, самодоверие.
В современном обществе на данный момент существует большое количество детей с особыми образовательными потребностями, которые требуют дополнительной поддержки и внимания со стороны дошкольных образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение данной категории воспитанников. В данной статье рассматривается вопрос, каким образом развивающий диалог может стать эффективным средством поддержки детской инициативы у детей с особыми образовательными потребностями. Дети могут удивить нас своей неиссякаемой энергией, творческим подходом к решению проблем и массой идей, которые кажутся нам, взрослым, неосуществимыми. Однако часто отсутствие понимания и поддержки со стороны взрослых может подавить эту инициативу и остановить детские таланты в развитии. И здесь вступает в действие концепция развивающего диалога как эффективного способа поддержки детской инициативы. Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов. Основателем развивающего диалога был бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрейер, который в 19 веке с помощью своего метода за несколько дней обучал письму неграмотных деревенских жителей. Этим методом стало использование развивающего диалога, в процессе которого он проявлял к людям искренний интерес и участие. Через развивающий диалог П. Фрейер выявлял первичные потребности жителей деревни, вследствие чего проявлялась потребность более высокого порядка – потребность в обучении. На философские и методологические предпосылки П.Фрейера опиралась Е.Н. Чеснокова, выделившая и подробно описавшая метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде. Развивающий диалог – это процесс эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, основанный на открытости, взаимоуважении и взаимопонимании. Он предполагает активное слушание и признание детских идей и мнений, а также создание условий для воплощения этих идей в жизнь. Педагоги дошкольного образовательного учреждения играют важную роль в стимулировании детской инициативы через развивающий диалог. Вместо того чтобы давать готовые решения и указывать путь, они должны поддерживать детей и помогать им развивать свои собственные идеи и решения. Это может включать в себя следующие приемы: постановку открытых вопросов, высказывание позитивных комментариев, стимулирование критического мышления и потенциала детей. Развивающий диалог представляет собой особую форму общения, которая активизирует детскую мыслительную деятельность и способствует развитию критического мышления, творческого потенциала и самостоятельности. Данный подход позволяет создать условия, при которых ребенок самостоятельно осознает свои потребности и формирует собственные цели и задачи. Один из основных принципов развивающего диалога – это уважение и активное слушание ребенка. Важно выявить и узнать его интересы, мотивацию и потребности. Для детей с особыми образовательными потребностями это особенно важно, так как они могут испытывать сложности в общении и выражении своих мыслей. Педагог должен создать безопасную и поддерживающую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Важным компонентом развивающего диалога является взаимодействие с детским опытом. Ребенок имеет свой уникальный жизненный опыт, который он может применять в образовательном процессе. Педагог должен быть внимательным к этому опыту и находить способы его использования, направляя ребенка на самостоятельное мышление и решение задач. Кроме того, развивающий диалог способствует развитию критического мышления у детей. Педагог может задавать открытые вопросы, стимулирующие анализ, сравнение и обобщение информации. Таким образом, дети научатся оценивать предлагаемую информацию и принимать осознанные решения. Важно отметить, что развивающий диалог – это процесс, требующий времени и терпения. Для эффективной поддержки детской инициативы, необходимо создать систему непрерывной обратной связи, в которой педагог будет аккуратно и конструктивно оценивать достижения ребенка и помогать ему в преодолении трудностей. Развивающий диалог помогает детям развить ряд важных навыков и качеств. Во-первых, он способствует развитию творческого мышления. Дети могут начать думать за пределами привычных рамок и искать нестандартные решения проблем. Во-вторых, он помогает развить лидерские навыки. Дети научатся выражать свое мнение, аргументировать свои идеи и рисковать выдвинуться вперед. В-третьих, развивающий диалог способствует развитию социальных навыков, таких как слушание других и уважение к их мнению. Одним из ключевых преимуществ развивающего диалога является укрепление самооценки и самодоверия детей. Когда их идеи и инициативы принимаются серьезно, дети начинают верить в свои способности и стремятся к творческому и инновационному мышлению. Конечно, поддержка детской инициативы через развивающий диалог требует времени, терпения и деликатного подхода. Взрослые должны быть готовы выслушать и понять детей, даже если их идеи кажутся неосуществимыми или непрактичными. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои уникальные способности и интересы. В заключение следует сделать вывод о том, что развивающий диалог является эффективным способом поддержки детской инициативы у воспитанников с особыми образовательными потребностями. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, способствует развитию самостоятельности и творческого потенциала. Педагоги, применяющие данную технологию, могут внести значительный вклад в развитие и успех каждого ребенка в ходе реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения. Список литературы
|