Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эффективные инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ
Педагогика
Автор: Андреева Наталья Олеговна Веселова Елена Сергеевна   
03.11.2024 09:26

Эффективные инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУЭффективные инновационные формы работы с детьми с задержкой психического развития в ДОУ

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

ЗПР возникает, как правило, в связи с тем, что неблагоприятные факторы внешней среды приводят к нарушению темпа развития наиболее молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.

Дети с ЗПР нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения.

 

Во-первых, мы должны учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.

Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности. [4, с. 34]

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом. Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Следовательно, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребенка. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности. [3, с. 2]

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР строится на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. В дошкольном учреждении эта работа ведется специалистами — воспитателями, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами.

Образовательная деятельность учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает коррекцию по разным направлениям:

  • обучение игровой деятельности и ее развитие
  • ознакомление с окружающим миром и развитие речи
  • художественно-эстетическое воспитание и развитие
  • формирование правильного звукопроизношения
  • ознакомление с художественной литературой
  • развитие элементарных математических представлений
  • коммуникативное развитие
  • физическое воспитание.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. выделили основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности способов усвоения ребенком общественного опыта:

  • сенсорное воспитание и развитие внимания;
  • формирование мышления;
  • формирование элементарных количественных представлений;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи и формирование коммуникативных способностей;
  • обучение грамоте (развитие ручной моторики и подготовка руки к письму, обучение элементарной грамоте). [2, с.12]

Успех коррекционно-педагогической работы с ребенком с ЗПР в ДОУ обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.

Специфика организации образовательной деятельности для детей с ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его преподнесения.

Построение содержания учебного плана в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих критериев:

  • опора на жизненный опыт ребенка
  • ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами
  • усиление практической направленности изучаемого материала
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений
  • необходимость и достаточность объема изучаемого материла
  • введение в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности.

Важным элементом коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками является индивидуально-групповая работа по коррекции индивидуальных недостатков развития. Имеются в виду специальные занятия, с целью не только повышения общего, интеллектуального уровня развития, но и решения конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов обучения и т.д.

К инновационным формам работы с детьми, с задержкой психического развития относятся: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, пластилинография, игры с песком.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммукативной и опорно двигательной сфер детей дошкольного возраста с ЗПР. Целесообразность использования игротерапии, обусловлен, во-первых, тем, что игра для детей с ЗПР остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения, в-третьих, в игре ребенок может свободно выражать себя, освободится от напряжения в повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослыми – психологом, педагогом, родителями. Игровая деятельность активизирует формирование произвольностей психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения – перехода ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями:

Игротерапия необходима для коррекционно — развивающего взаимодействия педагога с детьми.

Игротерапия способствует формированию межличностных отношений детей.

Игротерапия помогает формированию доверительных профессиональных отношений педагогов с родителями детей, которые нуждаются в психологической коррекции.

Сказкотерапия- сказочная метафора активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт воспитателя и ребенка, воспитателя и родителя.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое которое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психо терапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

Сказкотерапия является комплексной технологией, так как она включает в себя лучшие элементы различных психологических технологий. Сказкотерапия – это одна из технологий арттерапии, которая тесно связана с игровой терапией. Более того, она также связана с психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом.

В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в особенности для терапии и профилактики нервно – психических расстройств.

Музыкотерапия используется при работе с детьми с задержкой психического развития с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

Психосоматическое – в процессе, осуществляется лечебное действие на функции организма;

Психотерапевтическое – в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния.

Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной; активной; интегративной.

Восприятие ребенком музыки помогает шагнуть из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников.

Изотерапия – способствует обогащению знаний и представлений детей с ЗПР о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, веревок), с помощью природного материала. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня зрительно – моторной координации, коррекции мелкой моторики рук, развивают терпение, аккуратность, внимание.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес.

Пластилинография – принцип заключается в создании лепкой картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Данная форма работы позволяет развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы. Знакомство с миром разных предметов.

Игра с песком – «техника построения мира». С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекции звукопроизношения, обучать чтению, счету. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно – психического напряжения, поднимает настроение. Способствует возникновению положительных эмоций.

Таким образом, основной задачей коррекционно-педагогической работы воспитателя ДОУ с детьми с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

При планировании образовательной деятельности с детьми с ЗПР воспитателями ставятся такие задачи, как: обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных задач позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания детей в ДОУ и подготовки к школе детей с ЗПР.

Список литературы:

  1. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. 77 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта * –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  4. Стребелева Е.А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. -M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.
  5. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа — детский сад // Воспитание школьников. — 2000. — №5. — С.37-39
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год