Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Разноцветный парашют»
Педагогика
Автор: Лазарева Нина Николаевна Сурова Виктория Анатольевна   
13.11.2024 16:34

Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Разноцветный парашют»Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Разноцветный парашют»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 46 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс № 46)

Актуальность:

В общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическая культура занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. Но как показывает практика, у детей снижается интерес к двигательной активности, они малоподвижны, что приводит к росту физически ослабленных детей.

Мне, как педагогу, очень важно организовать жизнь дошкольников так, чтобы каждый день приносил радость. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Одно из решений – это использование игрового методического пособия «Разноцветный парашют».

Разноцветный парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Диаметр парашюта может быть различный: от 1 метра до 7-8 метра, это зависит оттого, где вы будете его использовать: в музыкальном или спортивном зале, в группе или на улице и от количества участников. Парашют приносит много радости, как детям, так и взрослым.

 

Развёрнутый парашют сразу же собирает вокруг себя участников и зрителей.

Почему же с парашютом так здорово играть? Потому что в игре с ним отсутствует соперничество, воспитывается дух сотрудничества, вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ребята учатся последовательным действиям и распределению усилий. В то время как большинство забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Также игры и упражнения с этим оборудованием помогают развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, общую и тонкую моторику; совершенствуются коммуникативные навыки общения.

Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.

Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие – то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба…Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок. «Разноцветный парашют» могут использовать воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструктора по физической культуре в различных видах деятельности:

  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Хороводные игры
  • Динамическая пауза
  • Физминутка
  • Логоритмические упражнения
  • ОВД (основные виды движений)
  • ОРУ (Общеразвивающие упражнения)
  • Игры с различной степенью подвижностью
  • Релаксационные упражнения

Цель: Данное пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс:

  • позволяет успешно решать задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера
  • способствует формированию двигательных навыков в основных видах движений и развитию физических качеств
  • предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата
  • воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности: активности, самостоятельности и организованности
  • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх, развлечениях, занятиях.
  • Развивать навыки сотрудничества, вырабатывать элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в зависимости от цвета сектора парашюта, не мешая другим, по сигналу выполнять различные задания педагога, ориентироваться в пространстве.
  • Способствовать овладению ребёнком речью как средством общения и культуры; развивать связную и грамматически правильную диалогическую речь, совершенствовать звукопроизносительную сторону речи.
  • Способствовать быстрой адаптации тихих, застенчивых и неуверенных детей в детском коллективе, а гиперактивных детей учить проявлять волевые усилия за счёт подчинения правилам игры
  • Повышать стрессоустойчивость, эмоциональный тонус детей, создавать у них бодрое, радостное настроение за счёт расширения и обогащения позитивного опыта совместной деятельности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми.

В основу методики проведения занятий с парашютом положены следующие принципы.

Принципы:

  • учет возрастных особенностей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения
  • уважение к личности каждого ребенка
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей на каждом занятии
  • повторяемость программного материала через различные виды деятельности с целью формирования переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации
  • частая смена заданий и упражнений в процессе занятия, с целью предупреждения утомления детей.

Рекомендации по использованию

  • В ходе выполнения движений у детей не должно быть длительной задержки дыхания, при выполнении движений надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.
  • Избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность.
  • В процессе игровых действий контролировать степень натяжения парашюта и правильность захвата (петли или края парашюта).
  • Не следует чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
  • Нельзя использовать упражнения, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей.
  • Подбирать упражнения, подвижные игры, которые способствовали бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка.
  • Чередовать игры и упражнения разной степени подвижности;
  • В процессе игр и упражнений обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности (ответы на вопросы, практические действия и т.д.).

Игровой парашют – это универсальное игровое средство, которое можно применять в любой образовательной области, Используя следующие методы работы с пособием «Разноцветный парашют»:

  • Игровой
  • Словесный
  • Практический.

Использование в соответствии с образовательными областями

I. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Для решения задач данной области целесообразно использовать следующие приемы работы с детьми:

  • Подвижные игры и игровые упражнения
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Театрализованные игры
  • Игры – драматизации
  • Психологические этюды
  • Коммуникативные игры
  • Упражнения на релаксацию

Формы работы с детьми: подгрупповая и групповая

Игры с парашютом всегда коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в зависимости от цвета сектора парашюта, не мешая другим, по сигналу выполнять различные задания педагога, ориентироваться в пространстве.

Парашют дает возможность застенчивым, неуверенным детям постепенно включаться в игру. Способствует развитию координации, внимания, развивает воображение. При организации игр с парашютом используется круговое расположение, что позволяет задавать равнозначность позиций всех участников ( «Нет первых и нет последних»)

Движения производятся то в одну, то в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию движений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Парашют можно поднимать, опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно ходить, под ним можно спрятаться. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.

II. Образовательная область: «Речевое развитие». Для решения данных задач области использую следующие приемы работы с парашютом:

  • Коммуникативные игры
  • Театрализованная деятельность
  • Сказкотерапия
  • Игры на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию звуков, анализ и синтез слов
  • Активизация и уточнение словаря, формирование обобщающих понятий
  • Подвижные игры со словесным сопровождением
  • Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием
  • Логоритмические упражнения

Формы работы с детьми: подгрупповая и групповая.

При организации ООД по развитию речи, целесообразно использовать сюжетные игры с развернутым речевым содержанием. Регулярно играя в такие игры, дети отрабатывают речевые навыки, не прилагая к этому особых усилий.

Известно, что для детей, имеющих речевые нарушения, обязательным условием является наличие развернутого текста. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Как показала практика, именно в таких играх удается «разговорить» и активизировать застенчивых и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.

На занятиях по развитию речи парашют способствует автоматизировать звуки гласные-согласные, твердые — мягкие. Таким образом, для детей с ОНР все эти игры сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим развитию всех психических процессов ребенка: речи, восприятия, внимания, памяти, воображения. Множество игр направлено на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение.

III. Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие». Для решения задач данной области целесообразно использовать следующие приемы работы с детьми:

  • Игры-хороводы
  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Игры с пением
  • Танцевальные композиции
  • Игры и игровые упражнения

Формы работы с детьми: подгрупповая и групповая.

Игры с «Парашютом» вызывают у детей бурю положительных эмоций, вносят радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии.

Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель вы преследуете.

Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, парашют может превращаться в карусель, поляну, облако, радугу, поезд, море. Дети под парашютом изображают то воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Данная игра снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, способствует развитию воображения.

При планировании и организации ООД по художественному эстетическому развитию используются разнообразные игры и игровые упражнения с парашютом на закрепление знаний цвета и оттенков, развитие творческого воображения.

Пособие «Разноцветный парашют» используется в разнообразных направлениях педагогической работы. Одним из основных направлений стала цветотерапия. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Такие игры, направленны на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

Очень широко можно использовать «Разноцветный парашют» в разных видах музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Музыкально-дидактические игры (тембр, темп, динамика)
  • Игры со словами
  • Игры-хороводы
  • Танцевальные композиции

Музыкально-ритмические упражнения, выполняются под ритмичную музыку, где музыка играет регулирующую роль, определяя начало и конец движения. Музыкальный руководитель при этом выделяет части произведений, делая между ними паузы, помогая детям двигаться ритмичнее.

В содержание занятий включаются разные виды движений в сочетании со «звучащими жестами» — хлопками, щелчками, шлепками, притопами.

Произведения просты по мелодии и ритму, а музыкальные фразы – четко дифференцированные, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение.

IV. Образовательная область «Познавательное развитие».

Для решения задач данной области целесообразно использовать следующие приемы работы с детьми:

  • Коммуникативные игры
  • Подвижные игры и игровые упражнения
  • Игры на релаксацию
  • Дидактические игры
  • Игры и упражнения на совершенствование оптико-пространственных функций
  • Игры и упражнения на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Формы работы с детьми: подгрупповая и групповая.

Игровой парашют – это многофункциональное пособие. Творческий подход, инициатива педагогов могут значительно расширить спектр его использования.

Игровой парашют можно декорировать различными предметами (кленовые листья, снежинки, фрукты, овощи, цифры, геометрические фигуры) соответствующие теме занятия.

На занятиях познавательного цикла целесообразно использовать задания, направленные на развитие логического мышления у детей

V. Образовательная область «Физическое развитие».

Для решения задач данной области целесообразно использовать следующие приемы работы с детьми:

  • Комплексы общеразвивающих упражнений
  • Основные видов движений утренней гимнастики
  • Игры-соревнования, игры с мячом
  • Подвижные и малоподвижные игры с парашютом
  • Упражнения на релаксацию

Совместно с инструктором по физической культуре можно широко используем пособие «Разноцветный парашют» при проведении физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений. Благодаря своей яркости и привлекательности парашют вызывает бурю положительных эмоций и впечатлений не только у детей, но и взрослых.

Также используется «Разноцветный парашют» при выполнении общеразвивающих упражнений (наклоны, повороты, приседания – разные упражнения их разных исходных положений). А также при выполнении основных движений (разные виды ходьбы и бега, подлезание, катание обручей, катание, метание мячей и мн. др.).

Игры с парашютом не соревновательные, они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений.

Предлагаемые двигательные упражнения тонизируют деятельность всей нервной системы и способствуют проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, повышая тем самым интенсивность двигательных нагрузок, применение которых с физиологической точки зрения, позволяют включить все системы организма в активную деятельность.

Вариативность использования.

Вариативность использования пособия «Разноцветный парашют» очень многообразна. Парашют – это универсальное игровое средство, которое может использовать в различных видах деятельности любой специалист.

Используя в своей работе нетрадиционное оборудование «Разноцветный парашют» педагоги могут максимально помочь каждому ребёнку стать активным в коллективе, независимо от группы здоровья, возраста, от степени застенчивости или наоборот активности ребёнка, уникально сочетая различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цвет терапией, а также вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Пособие «Разноцветный парашют» можно использовать как на улице, так и в помещении. Одновременно могут участвовать разное количество человек.

Важно, что, играя наравне с детьми, мы поддерживаем интерес к игре, эмоционально заряжаем детей весельем, учим культуре проявления эмоций: радостно приветствовать друг друга, улыбаться друг другу, организуем совместную, согласованную игру детей, воспитываем потребность и способность к сотрудничеству.

Работа с родителями.

Взаимодействие детского сада и семьи – одна из основных задач и направлений работы ДОУ. Как показывает практика, основная масса родителей заинтересована в тесном сотрудничестве с детским садом и имеет потребность в педагогических знаниях. Пособие «Разноцветный парашют» также можно использовать и для решения данной цели. «Разноцветный парашют» можно использовать на родительских собраниях с целью знакомства, сплочения и сотрудничества родителей между собой и с педагогами, для подведения итогов того или иного мероприятия.

Ожидаемые результаты.

Использование пособия «Разноцветный парашют» позволяет добиться положительных результатов у детей, а именно:

  • Повышение общего эмоционального фона;
  • Снижение уровня тревожности;
  • Повышение познавательной и игровой активности, уровня взаимодействия со сверстниками
  • Сокращение сроки психофизической адаптации, укрепление адаптивных возможностей.

В результате использования дидактического пособия «Разноцветный парашют» у дошкольников хорошо развивается координация движений, повышается двигательная активность, эмоциональный настрой. Дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес и мотивации к образовательной деятельности.

Пособие «Разноцветный парашют» оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год