Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический опыт воспитателя по теме «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Савинова Татьяна Васильевна   
13.11.2024 12:00

Педагогический опыт воспитателя по теме «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»Педагогический опыт воспитателя по теме «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой плодотворное сотрудничество педагогов и воспитанников, направленное на раскрытие и формирование в детях духовных и нравственных качеств. Оно предполагает погружение в истоки национальной культуры и религии региона, сближение с родной природой и развитие чувства причастности к истории, культуре и ведущей религиинашей страны.

 

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, чтосовременныедети находясь в условиях глобальной информатизации, не могут справиться с мощным потоком сведений, и поэтому у них чаще всего остаются только сиюминутные образы, смысл которых не подвергается осмыслению. Это приводит к тому, что дошкольники недостаточно осведомлены о родном городе и стране, народных традициях, часто проявляют равнодушие к близким людям и не всегда способны сопереживать чужому горю. К сожалению, работа с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания в семьях воспитанников также оставляет желать лучшего.

Музейная педагогика в системе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является инновационным методом познания окружающего мира. Погружение в атмосферу прошлого позволяет детям понять ценности и устремления наших предков, их мечты, заботы и стремления.

Центральным элементом духовно-нравственного воспитания выступает активная деятельность самих детей. Важно, чтобы дошкольники осознавали значимость и необходимость своих усилий. В музейно-образовательном процессе ребенок не является пассивным наблюдателем, а превращается в главного исследователя, участника познавательного процесса. Естественное детское любопытство подталкивает детей к тактильному взаимодействию с предметами, к желанию понять их назначение и функционирование. Такой подход позволяет расширить кругозор ребенка, развить его творческие способности и чувство сопричастности к культурному и духовному наследию.

Ведущей педагогической идеейявляется внедрение музейной педагогики как эффективного инструмента формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством активной деятельности, в которой они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений, как в пределах своего детского сада, так и в ближайшем социальном окружении.

К сожалению, музейная педагогика редко используетсяпедагогами образовательных учреждений в работе с детьми, и зачастую носитэпизодический характер. Поэтому, использование данной технологии в системе развитиядуховно-нравственного воспитания и развития детейявляется актуальной проблемой в современной педагогике.

Наличие теоретической базы опыта

Остановимся на ключевых идеях и концепциях, влияющих на современные подходы к воспитанию в образовательном процессе, в том числе и в духовно-нравственном направлении воспитания дошкольников.

Анализ теоретических основ духовно-нравственного воспитания личности в контексте музейной педагогики выявляет наличие определённойметодологической базы. Данная база формируется на основе теоретических позиций ведущих специалистов в области музейной педагогики, таких как Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич, М.Ю. Рыжова и А.И. Данюкова. Кроме того, к методологической базе относятся методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, разработанные М.Ю. Коваль и О.В. Дыбиной. Педагоги О.С. Богданова, Н.А. Ветлугина, И.Ф. Мулько и И.Ф. Свадковский подчеркивают, что нравственное воспитание в условиях дошкольного учреждения играет важную роль в формировании у детей возрастных нравственных представлений, чувств и поведения.

Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческимценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматриваютмузейно-педагогическуюдеятельностькаксоциокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств вэкологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова.

Диссертационное исследование И.А. Княжевой, посвященное педагогическим условиям воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста. В работе милосердие определяется как совокупность умений: сопереживать обиженным, слабым, маленьким, больным; бескорыстно помогать нуждающимся без понуждения; жертвовать чем-то значимым ради других.

Анализ нормативных документов, регулирующих деятельность дошкольных учреждений, демонстрирует потенциал использования музейной педагогики в контексте ранней социализации и саморазвития детей.

Музейная педагогика способствует приобщению к универсальным ценностям, поощряет взаимодействие с семьи и учреждения с целью обеспечения всестороннего развития ребенка. Она также играет важную роль в формировании гражданской позиции, национального самосознания и патриотических чувств, а также в развитии нравственной, эстетической и экологической культуры.

Новизна опыта состоит в построении целостной системы духовно-нравственного образовательного пространства по средством музейной педагогики.

Цель работы: создание системы работы по организации музейного пространства в духовно-нравственном воспитании детей.

Задачи работы:

Образовательные:

  • приобщение дошкольников к элементарным общепринятым социальнымкультурным нормам и правилами межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Развивающие:

  • развитие у обучающихся позитивных установок на музейную деятельность, приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям и социальным нормам
  • развитие удетейлогическогомышления,наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческойинициативы

Воспитательные:

  • воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
  • формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского и мордовского народа, народному творчеству.

Технология опыта.

Внедрение музейной педагогике в систему духовно-нравственного образовательного пространства проходило по нескольким направлениям.

  1. Создание музейных экспозиций в группе.
  2. Работа в мини-музее «Мордовская изба» детского сада.
  3. Виртуальные экскурсии.
  4. Выездные экскурсии благодаря сотрудничеству с музеями города.

По первому направлению в группе был создан интерактивный музейный проект, реализованный в формате "мини-музея в сундучке", посвященный таким праздничным датам, как День Матери, Рождество Христово, День православной книги, День Победы, День города.

Такая форма музейной педагогики представляет собой один из наиболее интересных и эффективных подходов к ознакомлению детей с историей. Главным преимуществом "мини-музея в сундучке" является его интерактивность: дети могут не только рассматривать экспонаты, но и прикасаться к ним, примерять их, что позволяет им глубже погрузиться в изучаемую тему.

Кроме того, мобильность и компактность проекта позволяют его легко перемещать и использовать в различных местах группы, адаптируя содержание под праздник и возраст детей. "Мини-музей в сундучке" был интегрирован и в различные виды деятельности: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, образовательные занятия, праздники и развлечения.

В нашем проекте, получившем название "Праздник в сундучке", приняли участие дети, родители и педагоги. В процессе создания музея к каждому празднику были различные предметы, книги и поделки. Так, например, ко Дню Матери были подобраны поделки, выполненные мамами наших воспитанников, ко Дню Победы были собраны подлинные фронтовые предметы, а также макеты военной техники. К Рождеству Христову силами родителейподобралиразличные фигурки Ангелов, изготовили макет рождественского вертепа.

К каждому экспонату был подготовлен краткий рассказ, понятный детям. Вместе с воспитанникамимыразрабатывали экскурсионный маршрут и проводили экскурсию для детей младших групп.

"Мини-музей в сундучке" активно использовался в работе с детьми на протяжении двух лет, пополняясь новыми экспонатами, рисунками и поделками детей.

Обратимся ко второму направлению, которое предполагало проведение воспитательно- образовательной работы в мини-музее «Мордовская изба» детского сада. В применение мини-музея в данном случае был избран фокус на народных промыслах и традициях. Для возрождения и развития народных традиций необходимо осознать важность знакомства детей соисторическим прошлым в системе дошкольного образования. Так, например, мы видим, как настоящее время народные игрушки стремительно вытесняются иностранными аналогами (куклы Барби, роботы и др.), что представляет собой серьезную проблему. Поэтому ряд занятий в мини-музее был посвящен Тавлинской игрушке, экспонаты которых представлены здесь в большом количестве.

В музее «Мордовская изба» образовательный процесс построен на сочетании теоретической и практической составляющих. Вначале экскурсии дети получают познавательную информацию об экспонатах музея. Во второй части экскурсии знания закрепляются посредством практических занятий. Дети самостоятельно выполняют различные задания, связанные с художественно-творческой деятельностью, размещением экспонатов, составлением их описаний и т.д. Также использовались и нестандартные формы проведения экскурсий: диалоги, фантазийные путешествия, конкурсы. Для родителей предусмотрены совместные с детьми мастер-классы по изготовлению экспонатов.

Виртуальные интерактивные экскурсии – еще одна из форм музейной педагогике, которую мы использовали для развития духовно-нравственных чувств у дошкольников.

Использование фотографий, аудио- и видеоматериалов, презентаций представляют собой увлекательный инструмент обучения для детей. Они способствуют активному вовлечению дошкольников в познавательный процесс, стимулируя восприятие информации с экрана монитора, ответы на вопросы и обмен личными впечатлениями. Важно и то, что педагог самостоятельно формирует необходимый для данной темы видеоряд и подбирает вопросы, способствующие более глубокому пониманию и осмыслению увиденного. Примерами таких экскурсий являются экскурсии на тему: "Путешествия по Городам воинской славы", "Заповедная Мордовия" и "Широка страна моя Россия".

Следует подчеркнуть, что виртуальные интерактивные экскурсии не могут полностью заменить реальные посещения музеев. Несмотря на свои достоинства, они не способны передать те эмоции и впечатления, которые дети получают от непосредственного взаимодействия с экспонатами.

Организация экскурсий в музей для дошкольников является непростой задачей, требующей тщательной подготовки и продуманной логистики.

При планировании интересных и познавательных экскурсий мы руководствуемся рядом принципов.

В первую очередь, мы устанавливаем тесное сотрудничество с администрацией музея, что позволяет нам выбрать экскурсовода, имеющего опыт работы с детьми дошкольного возраста. Такой подход гарантирует, что экскурсия будет увлекательной и насыщенной интересными рассказами об экспонатах музея.

Родители всегда своевременно информируются о предстоящей экскурсии и приглашаются принять участие в ней вместе со своими детьми.

Перед посещением музея дети проходят подготовительную работу. Они уже знакомы с понятием "музей" и правилами поведения в нем, поэтому мы активизируем имеющиеся знания и побуждаем детей запомнить как можно больше информации об экспонатах и интересных фактах, которые они услышат во время экскурсии.

После посещения музея дети делятся своими впечатлениями с друзьями и родителями, а также отражают свои эмоции в творческой деятельности.

Музей для ребенка – это запоминающееся событие, которое помогает ему окунуться в мир традиционной культуры и историко-художественного наследия, способствуя его всестороннему развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности.

Таким образом, мы убеждены, что музейная педагогика в детском саду является одним из эффективных методов воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Практическая значимость опыта

Значимость данного опыта заключается в его способности разнообразить качество воспитательного процесса и способствовать развитию у детей важных духовно-нравственных качеств. Использование музейной педагогике позволяет педагогам искать и внедрять новые, эффективные методы работы в сфере духовно-нравственного воспитания. Предложенная система может быть адаптирована и использована другими специалистами в области дошкольного образования для формирования у детей моральной устойчивости и развития их духовно-нравственных ценностей посредством эффективного использования различныхформ музейной педагогики.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год