Организация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологий |
Педагогика | |||||||||||||||||
Автор: Слынько Светлана Анатольевна Косьмина Светлана Алексеевна | |||||||||||||||||
07.12.2024 18:25 | |||||||||||||||||
Организация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологий Задача приобщения детей к чтению и развитие читательской компетентности требует координации действий всех, кто взаимодействует с ребенком: родителей, педагогов ДОО, специалистов детских библиотек, книгоиздателей, авторов детских книг. Для того, чтобы всесторонне поддержать чтение детей, сегодня очень важно преодолеть межведомственные барьеры и объединить усилия всех специалистов, входящих в инфраструктуру детского чтения. Механизмом объединения действий всех участников процесса приобщения детей к чтению может рассматриваться социальное партнерство ДОО с семьями воспитанников и заинтересованными организациями, которое должно осуществляться с позиций согласования общих целей и ценностей; добровольности и долговременности отношений; доверия и диалогичности; признания взаимной ответственности сторон за результат совместной деятельности. Проектирование библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации Сегодня в дошкольных образовательных организациях в каждой возрастной группе организованы «книжные уголки», пространства, где размещены книги в свободном доступе для детей. Чем же обусловлена необходимость создания библиотечного пространства в рекреации детского сада? Почему зачастую текущее состояние групповых пространств для детского чтения не отвечает современным запросам?
Ответ прост: высокая стоимость книг, ограниченность закупок значительно сокращают возможности пополнения новыми изданиями книжных уголков каждой группы. В такой ситуации создание единой зоны активности является оптимальным решением. Первый шаг проектирования библиотечного пространства — анализ востребованности библиотечного пространства в детском саду. Требования к организации пространства
Стратегия развития библиотечного пространства в условиях детского сада
Второй шаг проектирования библиотечного пространства – определение функциональных зон пространства в детском саду При создании функционального зонирования рекомендуем включение следующих зон: - информационная зона (инфозона) должна обеспечивать комфортное попадание в библиотечное пространство посетителей и содержать информацию о его работе. Для комфортного пребывания родителей воспитанников в библиотечном в пространстве создается компактная зона ожидания при входе с возможностью размещения книжных полок для буккроссинга/книжной выставки и объявлений. - событийная площадка. Зона предполагает объединение в себе функции игровой площадки, репетиционной точки и места представлений. В пространстве создается небольшая событийная площадка для дискуссий и обсуждений, чтения вслух и проведения небольших мастер-классов. - игровая зона. Зона должна быть оборудована безопасной, мягкой мобильной мебелью, что позволит детям зонировать пространство для занятий творчеством, игр и общения. Компактная игровая зона должна быть оборудована мобильными пуфами и локальным освещением, что обеспечивает реализацию принципа трансформации пространства. Стеллажи для детей с детскими книгами и материалами должны быть невысокими. Доступ к фонду должен быть открытый. Для обеспечения комфортного времяпрепровождения игровая зона обычно оснащена столом и посадочными местами для режиссерских и настольных игр. - Зона периодических изданий для детей и педагогов. В данной зоне необходимо размещение специальных стеллажей и шкафов для периодических изданий, а также мест для ознакомления с ними. - Зона свободного чтения должна предусматривать комфортные и разнообразные места для чтения. - Зона тишины предназначается для того, чтобы провести время в уединении с книгой, а также для «серьезных» разговоров в малой группе. Зона предполагается соблюдение строгого режима тишины, который позволяет настроиться на работу и сосредоточиться на чтении. Мебель и обстановка должна быть уютной. - Зона хранения книжного фонда представляет собой закрытые и открытые стеллажи. Навигация в библиотечном пространстве дошкольной образовательной организации Для формирования понятной и удобной библиотечной среды для всех пользователей важно разработать систему навигационных ориентиров, которые чаще всего отображается с помощью графических объектов (пиктограммы). Навигационная графика делает логику и структуру библиотечного пространства наглядной: показывает, где и какая зона находится, определяет направление перемещения по ним, а также дает представление о функционале тех или иных помещений и зон. Для разработки графических объектов библиотечного пространства детского сада можно привлекать воспитанников и родителей. Важно, чтоб предложенные знаки были понятны и доступны для восприятия детьми. Третий шаг проектирования библиотечного пространства – обеспечение многофункциональности пространства в детском саду Выделим ключевые качества библиотечного пространства детского сада: - гибкое использование во времени. Следует предусмотреть возможность использования помещения на протяжении дня, согласуя нагрузку с режимом организации дня детей и графиком работы педагогов ДОО. В первую половину дня (с 7.30 до 11.00) предусматривается возможность утреннего сбора групп и обсуждений педагогов с детьми, посещение детьми выставок и организация читательской коммуникации в различных форматах. С 12.30 до 14.30 в библиотечное пространство задействовано как пространство для самообразования и профессиональной коммуникации педагогов. Во второй половине дня в библиотечном пространстве организуются мероприятия как для детей, так и для семей воспитанников. Работа выстраивается таким образом, что пространство остается живым на протяжении всего дня. Подготовили: Косьмина Светлана Алексеевна – старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район Слынько Светлана Анатольевна – старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район
|