Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологий
Педагогика
Автор: Слынько Светлана Анатольевна Косьмина Светлана Алексеевна   
07.12.2024 18:25

Организация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологийОрганизация библиотеки в рекреации дошкольной образовательной организации с учетом «бережливых» технологий

Задача приобщения детей к чтению и развитие читательской компетентности требует координации действий всех, кто взаимодействует с ребенком: родителей, педагогов ДОО, специалистов детских библиотек, книгоиздателей, авторов детских книг. Для того, чтобы всесторонне поддержать чтение детей, сегодня очень важно преодолеть межведомственные барьеры и объединить усилия всех специалистов, входящих в инфраструктуру детского чтения. Механизмом объединения действий всех участников процесса приобщения детей к чтению может рассматриваться социальное партнерство ДОО с семьями воспитанников и заинтересованными организациями, которое должно осуществляться с позиций согласования общих целей и ценностей; добровольности и долговременности отношений; доверия и диалогичности; признания взаимной ответственности сторон за результат совместной деятельности.

Проектирование библиотечного пространства в дошкольной образовательной организации

Сегодня в дошкольных образовательных организациях в каждой возрастной группе организованы «книжные уголки», пространства, где размещены книги в свободном доступе для детей. Чем же обусловлена необходимость создания библиотечного пространства в рекреации детского сада? Почему зачастую текущее состояние групповых пространств для детского чтения не отвечает современным запросам?

 

Ответ прост: высокая стоимость книг, ограниченность закупок значительно сокращают возможности пополнения новыми изданиями книжных уголков каждой группы. В такой ситуации создание единой зоны активности является оптимальным решением.

Первый шаг проектирования библиотечного пространства — анализ востребованности библиотечного пространства в детском саду.

Требования к организации пространства

Воспитанники

разнообразие и доступность книг;

тематические подборки в зависимости от интересов детей;

уютность и комфортность пространства;

многофункциональность пространства: возможность общения, игры, рисования;

доступность книжного фонда для домашнего чтения

Родители воспитанников

навигация по современной детской литературе, обзоры, выставки и подборки с рекомендациями

наличие книг, посвящённойродительству и развитию ребенка

доступность книжного фонда для домашнего чтения

конкретные практики, приемы для поддержки интереса ребенка к чтению, реализуемые в домашних условиях;

эргономика пространства (при проведении мастер-классов и встреч)

Педагоги

навигация по современной детской литературе, обзоры, выставки и подборки с рекомендациями

наличие книг, посвящённыхродительству и развитию ребенка

расширение книжного фонда

практики, приемы для поддержки интереса ребенка к чтению;

эргономика пространства

поддержка социального партнерства в сфере детского чтения

Стратегия развития библиотечного пространства в условиях детского сада

Многофункциональность пространства

Проектирование пространства, в котором могут быть удовлетворены разнообразные запросы целевой аудитории (информационные, познавательные, просветительские, развлекательные) Адаптируемое пространство под различные потребности и возможности пользователей

Зонирование пространства

Зона новинок

Зона периодических изданий

Зона свободного чтения

Зона тишины

Инфозона

Выставочная зона

Событийная зона

Игровая зона

Хранилище

Пространство читательских коммуникации

Приоритетность взаимодействия «вокруг книги»: обсуждения книг, обмен мнениями и анализ произведений, развитие детско-взрослого читательского сообщества

Пространство самореализации

Создание максимально гибкого пространства — пространства самоорганизации участников для выявления наиболее востребованных форматов организации работы

Второй шаг проектирования библиотечного пространства – определение функциональных зон пространства в детском саду

При создании функционального зонирования рекомендуем включение следующих зон:

- информационная зона (инфозона) должна обеспечивать комфортное попадание в библиотечное пространство посетителей и содержать информацию о его работе. Для комфортного пребывания родителей воспитанников в библиотечном в пространстве создается компактная зона ожидания при входе с возможностью размещения книжных полок для буккроссинга/книжной выставки и объявлений.

- событийная площадка. Зона предполагает объединение в себе функции игровой площадки, репетиционной точки и места представлений. В пространстве создается небольшая событийная площадка для дискуссий и обсуждений, чтения вслух и проведения небольших мастер-классов.

- игровая зона. Зона должна быть оборудована безопасной, мягкой мобильной мебелью, что позволит детям зонировать пространство для занятий творчеством, игр и общения. Компактная игровая зона должна быть оборудована мобильными пуфами и локальным освещением, что обеспечивает реализацию принципа трансформации пространства. Стеллажи для детей с детскими книгами и материалами должны быть невысокими. Доступ к фонду должен быть открытый. Для обеспечения комфортного времяпрепровождения игровая зона обычно оснащена столом и посадочными местами для режиссерских и настольных игр.

- Зона периодических изданий для детей и педагогов. В данной зоне необходимо размещение специальных стеллажей и шкафов для периодических изданий, а также мест для ознакомления с ними.

- Зона свободного чтения должна предусматривать комфортные и разнообразные места для чтения.

- Зона тишины предназначается для того, чтобы провести время в уединении с книгой, а также для «серьезных» разговоров в малой группе. Зона предполагается соблюдение строгого режима тишины, который позволяет настроиться на работу и сосредоточиться на чтении. Мебель и обстановка должна быть уютной.

- Зона хранения книжного фонда представляет собой закрытые и открытые стеллажи.

Навигация в библиотечном пространстве дошкольной образовательной организации

Для формирования понятной и удобной библиотечной среды для всех пользователей важно разработать систему навигационных ориентиров, которые чаще всего отображается с помощью графических объектов (пиктограммы). Навигационная графика делает логику и структуру библиотечного пространства наглядной: показывает, где и какая зона находится, определяет направление перемещения по ним, а также дает представление о функционале тех или иных помещений и зон. Для разработки графических объектов библиотечного пространства детского сада можно привлекать воспитанников и родителей. Важно, чтоб предложенные знаки были понятны и доступны для восприятия детьми.

Третий шаг проектирования библиотечного пространства – обеспечение многофункциональности пространства в детском саду

Выделим ключевые качества библиотечного пространства детского сада:

- гибкое использование во времени. Следует предусмотреть возможность использования помещения на протяжении дня, согласуя нагрузку с режимом организации дня детей и графиком работы педагогов ДОО. В первую половину дня (с 7.30 до 11.00) предусматривается возможность утреннего сбора групп и обсуждений педагогов с детьми, посещение детьми выставок и организация читательской коммуникации в различных форматах.

С 12.30 до 14.30 в библиотечное пространство задействовано как пространство для самообразования и профессиональной коммуникации педагогов. Во второй половине дня в библиотечном пространстве организуются мероприятия как для детей, так и для семей воспитанников. Работа выстраивается таким образом, что пространство остается живым на протяжении всего дня.

Подготовили:

Косьмина Светлана Алексеевна – старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район

Слынько Светлана Анатольевна – старший воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год