Компетентный ребенок — грамотность и социальное здоровье семьи (работа консультационного центра ДОУ) |
Педагогика | |||||||||||||||
Автор: Жолобова Оксана Сергеевна | |||||||||||||||
12.12.2024 23:56 | |||||||||||||||
Компетентный ребенок — грамотность и социальное здоровье семьи (работа консультационного центра ДОУ) Одним из важнейших направлений в дошкольном образовании на сегодняшний день является развитие консультационных центров для повышения профессиональных компетенций родителей в вопросах воспитания и развития детей. Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в образовательном учреждении. Консультации, семинары, мастер — классы, родительские клубы, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка, но этого мало. Важно, чтобы родители могли полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги действенны. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал, в свою воспитательную практику.
В настоящее время существует международный термин «компетентный ребёнок», под которым понимается способность успешно действовать в конкретной жизненной ситуации, это совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, мотивационных, волевых и социальных качеств, необходимых для выполнения конкретных требований и проявляющихся при их исполнении, т. е. в умении совершать компетентные и ответственные действия в различных ситуациях. С самого рождения дети активно учатся. При помощи взрослых они могут сформировать у себя — сконструировать — определенную картину мира. Таким образом, дети и взрослые становятся активными, равноправными участниками образовательного процесса, в ходе которого дети могут в полной мере развить свои способности. Долгое время родители и педагоги отводили детям пассивную роль в образовательном процессе, оставляя активную роль за собой. Ребенку передавалось готовое знание, и он должен был усвоить предлагаемую информацию. Таким образом, образовательный процесс носил инструктивный характер. К счастью, сегодня педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций стремятся реализовать соконструктивный подход в своей работе. Отметим тот факт, что родительская общественность и детский сад – два важных института социализации ребёнка, взаимодополняющие друг друга, формирующие социокультурное пространство ребёнка. Их объединяют проблемы развития личности ребёнка и условия организации образовательной среды. В современных условиях взаимодействие с семьёй выдвигается на одно из ведущих мест в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Консультационный центрМБДОУ ДС 38 «Колобок» г. Туапсе предоставляет услуги по оказанию консультативной, методической, психолого — педагогической, диагностической помощи семьямпо вопросам развития, воспитания, обучения и социализации ребёнка. Консультационныйцентр МБДОУ ДС 38 «Колобок» г. Туапсе представляет собой отдельное пространство для организации консультативной помощи родителям (законными представителями), которое оснащено нормативно-правовой документацией, научно – методическим обеспечением, игровыми маркерами образовательного пространства, мультимедийным оборудованием, иллюстративно – дидактическими пособиями. В комплексе организация пространства консультативного центрапозволяет родителю чувствовать себя комфортно и непринуждённо. Формирование социальной компетентности детей в системе работы консультационного центраМБДОУ ДС 38 «Колобок» г. Туапсе предполагает психолого-педагогическую и логопедическую помощь ребенку, направленную на предупреждение и разрешение проблем в развитии, обучении, поведении, на создание условий для развития личности ребенка, ее самосовершенствования и самореализации. В консультационном центреМБДОУ ДС 38 «Колобок» г. Туапсе учитель — логопед помогает родителям (законным представителям) детей создать дома полноценную развивающую среду для ребенка, а в дальнейшем даёт рекомендации по выбору наиболее подходящего ребенку образовательного маршрута. Рекомендует составлять примерное расписание игровых форм поведения в домашних условиях, их количество и продолжительность в день, степень вовлечённости в них разных членов семьи. Далее происходит обсуждение каждой игровой ситуации, как проведённой, так и последующей новой, отмечая тот факт, что наряду с новыми заданиями нужно включать и «старые», с которыми ребеноклегко справляется и которые доставляют ему удовольствие, постепенноусложняя их. В консультационном центреМБДОУ ДС 38 «Колобок» г. Туапсе сложилась собственная модель практического взаимодействия учителя — логопеда с родителями (законными представителями) детей cкоторая отражена в таблице 1. Таблица 1. Модель практического взаимодействия учителя — логопеда в консультационном центре с родителями (законными представителями).
Предложенные учителем –логопедомигровые образовательные ситуации практического взаимодействия с детьмипозволяют привлечь родителей (законных представителей) к активному социально – педагогическому взаимодействию, помогают осознать родителями свою роль в становлении личности ребенка. Благодаря установлению эффективного взаимодействия между всеми участниками консультационного центра, осуществляющего свою деятельность на базе МБДОУ ДС 38 «Колобок» г. Туапсе, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей (законных представителей) детей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей, формируются детско-родительские отношения, что положительно влияет на формирование детской компетентности.
|