Технология «Образовательное событие» |
Педагогика | |||
Автор: Еремеева Людмила Николаевна | |||
12.12.2024 19:46 | |||
Технология «Образовательное событие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» Технология «Образовательное событие» Автор: Еремеева Л.Н. Г.Приозерск2023-24г. В систему общего образования ежегодно вводят изменения, дополнения, нововведения, и дошкольное образование не стало исключением. Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые уникальные условия. Напротив, ФГОС ДО призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту. Введение ФГОС ДО положило начало многим существенным изменениям. В 2020 году вышла новая редакция этой программы. Изучив ее, я увидела, что в программе произошли изменения в части новых форм организации жизни детей в группе, которые в программе заложены как обязательные. Это:
Образовательное событие (Л. Логинова) — это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Организационная и направляющая роль взрослого в этом процессе очень велика, но для детей совершенно не заметна. Образовательное событие-это то, что привлекло внимание. Одним из развивающих и в то же время естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности. Задачи:
Ожидаемый образовательный результат
Особенности образовательного события Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет вопрос, на который ответят дети ( «Как я устроен», «Как помочь…»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность ( «Помогаем…») Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. История, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста. Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, рефлексии. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Ведь если деятельности не вызывает эмоционального отклика, то его эффективность как образовательного единицы значительно снижается. Использование такой формы работы как образовательное событие позволяет установить взаимосвязь доверия и принятия между специалистами ДОУ и родителями. Структура образовательного процесса
В физике и в некоторых разделах философии «событие трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения, отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка подарков, украшений, новых саженцев; планирование – куда съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т.д. Событие как СО-БЫТИЕ С позиции житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущное течение жизни. Событие –наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду – это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфическими для этого периода смыслов и атмосферой. Образовательное событие атмосферно. Оно не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает детей группы, расскажет сама атмосфера. О том, что происходит образовательное событие в которое дети действительно включены, расскажут скорее всего те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве. (корабль изготовленный детьми из бумаги, цилиндры, отражающие подзорные трубы, книги, подобранные по морской тематике) При грамотном руководстве педагога, тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, выяснить обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве – в событии. Типы образовательных событий I. По типу сюжета
II. По наличию привязки к календарному времени
III. По способу организации
Структура организации образовательных событий 1 этап определение тематики образовательных событий 2 этап определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки 3 этап подготовка к образовательному событию 4 этап проведение образовательного события 5 этап рефлексия, эффект от участия в образовательном событии При проектировании образовательного события педагогу следует учитывать его поэтапное осуществление, продумывая на каждом этапе сочетание разных видов детской деятельности, а также формы активного взаимодействия с детьми и родителями, обеспечивая совместную коммуникацию, возможность для импровизации и рассуждения. Предварительный этап (подготовительный) может включать постановку конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор средств и дополнительных ресурсов для их решения. Этап проведения образовательного события включает комплекс специальных заданий, упражнений, ситуаций, в процессе которых дети осваивают необходимые знания, умения, навыки, совместно проживая изучаемое содержание, приобретая индивидуальный опыт его понимания и выстраивания доброжелательных отношений. Именно на этом этапе создается пространство реализации возможностей для каждого участника события в процессе совместной деятельности, обеспечиваются их мотивация и поддержка инициативы. Заключительный этап (рефлексивный) направлен на понимание значимости образовательного события для конкретного ребенка, группы детей, что предполагает использование рефлексивных методов, активный обмен мнениями, впечатлениями. Как запланировать образовательное событие???? При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании. Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам. Проработка таких вопросов уже половина плана: 1) Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие? Название может быть кратким ( «Весна», «Богатыри», «Семья») Иметь форму вопроса ( «Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?») Обозначать действие ( «Путешествие в Африку», «Помогаем белочке подготовиться к зиме») Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми 2) Вопрос 2. Актуально ли это для детей? Актуальность может определяться самими детьми (Ребенок принес в группу наборфигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данномслучае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детскоминтересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри негоразрешались важные программные задачи. Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты вразвитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательноесобытие (К примеру, в результате анализа педагог решил, что в дефиците у группысравнение множеств, работа в командах и объяснительная речь. В этом случаепедагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемынепременным условием будут соответствующие умения и компетенции) 3) Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе? Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей ит. д. В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могутоценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать своюдеятельность Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результатедеятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специальноорганизованное место и т.д.) Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, своиизменения: не мог-теперь могу, не нал – теперь знаю, не умел — научился. Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий 4) Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает всесобытие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемойдолжны столкнуться сами дети. В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую детипостепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать идополнительные, менее масштабные проблемы. 5) Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста. Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могутрешаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решаетпедагог. 6) Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшемдефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будетвыстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей. Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, прикоторых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации (обсуждения в кругу, проектно-исследовательскаядеятельность, представление и защита своей идеи и т.д.) 7) Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? Этот вопрос включает в себя несколько пунктов:
8) Вопрос 8. Как будет организована рефлексия? Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему образовательному событию (фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка ( «чему я научился») Нумерация ключевых вопросов условна. Конструирование образовательного события может отталкиваться как от темы, так и от дефицита задачи, которой хотелось бы уделить больше внимания. При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана. Удобнее описывать его в виде сценария. Что появляется раньше: тема или цель? По разному. Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит. Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже пот ом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события. Литература
|