РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ |
Педагогика | |||
Автор: Борзова Светлана Анатольевна | |||
16.12.2024 16:53 | |||
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ Борзова Светлана Анатольевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №394» г. о. Самара На сегодняшний день в связи с переходом на федеральный государственный стандарт дошкольного образования стоит жесткая необходимость в систематизации работы ДОУ по различным направлениям. На основании этого наше дошкольное учреждение активно использует современные педагогические технологии. Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв). Электронный ресурс. В настоящее время существует следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно — ориентированная технология и другие.
В своей работе с детьми мы применяем личностно- ориентированную технологию. Личностно-ориентированная технология– это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Целью личностно-ориентированные технологии является разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности. Задачи этой технологии:
Личностно-ориентированная технология имеет следующие формы работы с детьми: игры, занятия, спортивные досуги, упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность, тренинги, образно-ролевые игры. На занятиях мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка и создаем условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками в группе. Используя личностно–ориентированную технологию, мы соблюдаем определенные правила работы: не ограничиваем естественный шум в группе, оживленную беседу и т.д. Используя игровые приемы, приучаем детей разговаривать спокойно, не мешая детям общаться и играть. Стараемся, разговаривать с детьми не повышая голос, но не монотонно. Личностно-ориентированная технологияприменяется в работе с детьми по различным видам деятельности: продуктивной, игровой, двигательной и т.д. Рисование, аппликация, лепка для детей – это радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми, чему способствует применение личностно-ориентированной технологии. Какие жеприемы персонально-личностного подхода мы используем в своей работе:
В своей работе мы используем разные методы и приемы нетрадиционных техникпродуктивной деятельности: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, сухое валяние, пластилиновая живопись, аппликация из ваты и салфеток, конструирование из бумаги. Они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Благодаря личностно-ориентированному подходу детичувствуют себя раскованнее, смелее, что способствует развитию воображения. В начале занятия мы используем прием «Гейша», который заключает в себе «способность внушить ребенку, что онединственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых». Во время коллективной работы пластилиновой живописью используется прием «Все вмести». Он позволяет проявить желание ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе. [Яковлева2010: 3] На занятие по закреплению способа рисование ватными палочками используем прием «Научи меня, пожалуйста». Ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником. В конце каждой продуктивной деятельности мы используем прием «Гордость», позволяющий ребенку чувствовать себя умеющим и компетентным. Нетрадиционная продуктивная деятельность посредствам личностно – ориентированной технологии развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. [Давыдова 2010: 3] Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Литература:
|