Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников. |
Педагогика | |||
Автор: Мазур Ольга Анатольевна | |||
17.12.2024 10:20 | |||
Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников. Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы. Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко в том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества. Используя методы эстетического воспитания дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым. Продуктивная деятельность – способствует процессу творческой самореализации дошкольников. Продуктивная деятельность дает детям возможность проявлять инициативу, самостоятельность, видеть результаты труда, что создает предпосылки для формирования их творческой активности.
Цель нашей работы: формирование у детей основы художественно-эстетического восприятия мира Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:
Педагогические условия формирования творческой активности старших дошкольников:
Условия успешной организации творческой деятельности:
Образовательный процесс с дошкольниками строиться по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие личности ребенка. Процесс продуктивной деятельности организован так, чтобы он охватывал все направления развития, был интересен для детей, учитывал возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Процесс организации продуктивной деятельности дошкольников включает в себя три направления:
Любой вид деятельности сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Совместная деятельность взрослого и детей в продуктивных видах деятельности Образовательный процесс, основанный на совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка, строится с учетом интересов детей, их индивидуальных возможностей, эмоционально-интеллектуального опыта. Важным моментом этой формы работы является умение педагога «замотивировать» дошкольников на деятельность, превратить ее в «занимательное дело», побудить у детей стремление добиваться желаемого результата. Взрослому необходимо занять позицию партнера в деятельности с детьми. Можно выделить несколько видов таких занятий, которые проводятся, как правило, с группой детей (иногда с подгруппой):
Содержание такой деятельности может быть разнообразным. Немаловажным фактором развития продуктивной деятельности дошкольников является организация работы не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах (на прогулках, в утренний и вечерний отрезок времени, после сна). Вместе с взрослым или сверстниками дети наблюдают за объектами живой и неживой природы; рассматривают объекты природы, интерьера; решают проблемные ситуации, конструируют из песка; лепят, рисуют, делают аппликацию в свободной деятельности; обсуждают произведения искусства, средства выразительности; создают различные коллекции. Все это будет являться основой для организации самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников. Взаимодействие с семьями воспитанников в развитии самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников В развитии самостоятельной продуктивной деятельности родители – незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог должен раскрыть родителям смысл такой деятельности, значение для общего развития дошкольников, рассказать, как создать условия дома для самостоятельной деятельности детей. Для решения образовательных задач важно построение взаимодействия с родителями в форме сотрудничества и установление партнерских отношений, создание условий для участия родителей в образовательном процессе ДОО. Формы работы с родителями:
Педагоги знакомят родителей с различными техниками рисования (традиционными и нетрадиционными), лепкой из соленого теста, идеями создания различных поделок из природного и бросового материала.
Выставки совместного детско-родительского творчества
Кроме того, необходимо привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующих возникновению творческого вдохновения: экскурсии, прогулки, посещение музеев, выставок и т.д. Самостоятельная продуктивная деятельность детей Одним из основных требований активизации самостоятельной продуктивной деятельности детей является грамотная организация предметной среды, которая должна быть направлена на формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности. Для этого в группах созданы центры детского творчества с набором разнообразных материалов, где дети занимаются как индивидуально, так и небольшими группами. Дети имеют свободный доступ к изобразительным материалам. В распоряжении дошкольников бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, мел, краски, кисти разной степени жесткости, природный и бросовый материал, пластилин. Для демонстрации готовых работ взрослым и детям в группах отведены специальные места. Особое место в развитии самостоятельной продуктивной деятельности детей занимает работа по дополнительной образовательной программе Мультстудия «Умка», где дети сполна могут реализовать свои творческие возможности. Для создания различных персонажей и декораций дети используют свои навыки, проявляют самостоятельность и инициативность, развивают творческое воображение и фантазию. Немаловажное значение зарождению самостоятельной деятельности является грамотное руководство педагога. Педагог должен искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо – помощником. Любая форма организации продуктивной деятельности дошкольников в ДОУ и семье имеет своей целью стимулировать исследовательские действия ребенка, узнавая, таким образом, новое; ставить цель и достигать ее, самостоятельно выбирая при этом средства. Совместная деятельность ребенка со сверстниками, с взрослым при наличии правильно организованной развивающей среды открывает для детей огромные возможности для формирования активности, инициативы, творчества и способствует формированию самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников.
|