«Голос ребенка» в предметно-пространственной развивающей среде. |
Педагогика | |||
Автор: Мацук Юлия Сергеевна | |||
17.12.2024 11:10 | |||
«Голос ребенка» в предметно-пространственной развивающей среде. «Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» (Л. С. Выготский). С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие: «Говорящая среда». Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем- ФГОС дошкольного образования, а так же ФОП ДО. На современном этапе наметилась трансформация образования, современные позиции педагога приобретают новое звучание, а именно: обучающиеся теперь — активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности.
Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его опыт и продуктом является освоение уже известного образца, то в зоне актуального развития взрослый следует за ребенком, помогает его активности. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, АР – развитие, ориентированное на будущее. Где и через какие образовательные практики ребёнок может реализовать себя Развивающаяся предметно-пространственная среда:
Новые образовательные практики:
А теперь, подробнее про «голос ребёнка». Вообще, про «Голос ребёнка» впервые заговорили в итальянской области Эмилия-Романья, где возник Реджио-подход. Основатель Реджио-педагогики ЛорисМалагуцци говорил о том, что у ребёнка есть 100 языков самовыражения (и движение, и конструирование, и скульптура, и другие языки, но обычно 99 из них у ребёнка отбирают, оставляя для самовыражения только язык слов). Задача взрослого — не отбирать, а, напротив, предоставить возможность детям представлять свои мысли и идеи разными способами. То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира. В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка»: В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка»:
К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы, планы, расписание и т.д. Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира! Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать и «возвращать» детям в точности. Такие записи в Реджио часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми. Фото детских построек и скульптур можно найти в среде детского сада Реджио. Дети сами делают записи правил, схем, результатов опытов, наблюдений. Имеют возможность сохранять свои рисунки, записи на планшетах. Составляют расписание и самостоятельно выбирают тему для изучения. Записываю то, что хотят узнать и то, о чем хотят рассказать на общем собрании. Фиксируют результаты… Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.
Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме. Таким образом, правильно организованная «говорящая среда» даёт возможность детям почувствовать себя полноправными хозяевами своего пространства, проявлять активность и инициативность, осознавать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело. А педагог имеет возможность услышать голос каждого ребёнка. Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.
|