РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Марченко Любовь Николаевна | |||
20.12.2024 12:17 | |||
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье автор раскрывает развивающую предметно-пространственную средукак условие эмоционального благополучиядетей дошкольного возраста. Охарактеризованаразвивающая предметно-пространственная среда, ее функции, компоненты, критерии, элементы и требования к ее организации в дошкольной образовательной организации; влияние развивающей предметно-пространственной среды на эмоциональное благополучие детей. Ключевые слова: среда, предметно-развивающая среда, развивающая предметно-пространственная среда, дети дошкольного возраста, эмоциональное благополучие.
Дошкольное детство – это один их самых важных и значимых этапов развития ребенка, в преобладающей мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении всего времени происходит интенсивное созревание всех систем и функций детского организма, происходит становление познавательных психических процессов и полноценного развития личности ребенка. Современные дети не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, они не могут выражать свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Именно это является причиной возникновения проблем в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста до недавнего времени мало освящалась и не имела столь значимой роли развития детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы отражается в ФГОС ДО, в котором одной из главных и значимых задач, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. На этапе становления личности в дошкольном возрасте оно является основой и составляющей для познания окружающего мира. Ведь всё окружение влияет на ребенка по-разному положительно или отрицательно, и каждая эмоция об объекте его познания откладывается в сознание ребенка. Важно понимать, что положительное отношение ребенка к миру формирует базисное доверие к нему и желание познать его. Эмоциональное благополучие в дошкольном возрасте способствует тому, что ребенок становится более коммуникабельным, у него появляется чувство долга, совершенствуется речевой аппарат, развиваются интеллектуальные и моральные качества. В данном случае по выражению эмоций можно судить о физическом и психическом здоровье ребенка. С каждым годом эмоциональный мир ребенка приобретает все большую эмоциональную окраску. От базовых приобретенных в раннем возрасте (страха, радости и др.) эмоций переходят к более сложной гамме чувств: радость, сержение, восторжение, удивление, ревность и грусть. Появляется тонкая наполняемость эмоции, которая передается по-разному в определенно сложившихся ситуациях. Г.А. Урунтаева под эмоциональным благополучием выделяла понимание таких чувств, как: уверенность, безопасность, которые позволяют ребенку развиваться полноценно и формируют у него положительные качества. Если ребенок в своей деятельности ощущает эмоциональный комфорт, то у него будут сформированы такие качества, как: высокая самооценка, сформирован самоконтроль, его деятельность будет нацелена на успех, сформировано умение налаживать контакт внутри семьи и вне её[7, с. 69]. У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду; уделять особое внимание изучению и оптимизации условий эмоционального благополучия дошкольников [7, с. 72]. Раскроем развивающую предметно-пространственную среду как условиеэмоционального благополучия детей дошкольного возраста. В научной литературе существует разнообразныеварианты данного понятия, такие как: «предметно-развивающая среда», «развивающая предметно-пространственная среда», «развивающее пространство детства». Чаще всего в ФГОС ДО прибегают к термину «развивающая предметно-пространственная среда», это позволяет подчеркнуть важность процесса реализации развивающей функции среды, а также ее организации в пространстве. В большинстве работ современных методистов и педагогов под «средой» понимается система взаимодействия различных сред природного, социокультурного, экономического характера. Наибольшей значимостью обладает именно среда образования, в исследовательском плане понятие «образовательная среда» получило большую перспективу в плане разработки (Ю. О. Громыко, Г.Л. Ковалев, В.С. Кукушии, В.В. Рубцов, В.Л. Ясвин и другие). Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Данная среда нужна для того, чтобы дети имели возможность более полноценно расти, знакомиться с окружающим миром, обучаться самостоятельно и взаимодействовать не только друг с другом, но и со старшими. Такая среда дает возможность развивать самостоятельность, инициативность, за счет этого дети реализуют свои способности. Предметно-развивающая среда позволяет улучшить как эмоциональную, так и практическую сферы во взаимодействии с окружающими людьми, за счет этого поднимается познавательная активность не только конкретного ребенка, но и всей группы [5, с. 155]. Предметно–развивающая среда это: – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующаясодержаниеразвитияегодуховногоифизическогообликавсоответствиистребованиямиосновнойобщеобразовательнойпрограммыдошкольногообразования; –это «комплекспсихолого-педагогическихусловий, необходимыхдляосуществленияпедагогическогопроцесса, рациональноорганизованныйвпространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами» [1, с. 18]. Такая среда дает возможность ребенку дошкольного возраста включиться в процесс активного познавательной творческой деятельности, это позволяет также развивать любознательность, воображение, художественные способности, навыки коммуникации, за счет чего можно наблюдать, как развивается личность ребенка. Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) как условии эмоционального благополучия детей дошкольного возраста необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. В качестве основания для выстраивания развивающей среды в дошкольном учреждении выбирается личностно-ориентированная модель, которая позволяет взаимодействовать между людьми. Личностно-ориентированная модель воспитания позволяет определить стратегию, а также тактику, связанную с формированием жилой среды, его отношения ко взрослым и детям. Целью работы взрослого человека является оказание помощи в развитии ребенка и его личностных качеств. Для этого необходимо решение поставленных задач: обеспечить чувство психической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования; формирование начал личности (базис личностной культуры); развитиеиндивидуальности. Личностно-ориентированный способ взаимодействия – это представление ребенку свободы, независимости, большого «поля» длясамостоятельных действий, общениянаравных. Вэтомаспектеособоеместовнимаетразвивающаясреда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение). Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей является основным средством для достижения эмоционального благополучия и развития инициативного поведения и личной культуры каждого ребенка [2, с. 132]. В работе О.В. Крежевскихпод развивающей предметно-пространственной средой (РППС) понимается «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами». В такой среде, считает автор, возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы[4, с. 58]. В.А. Зебзеевапишет, что в каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. В связи с этим развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для эмоционального благополучия иразвития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов[2, с. 132]. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование; возможность самовыражения детей; трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими, как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса[2, с. 133]. Е.В. Барышникова указывает, что предметно-развивающаясредаорганизуетсятак, чтобыкаждыйребенокимелвозможностьсвободнозаниматьсялюбимымделом. Размещениеоборудованияпосекторам (центрамразвития,игровымзонам)позволяетдетямобъединитьсяподгруппамипообщиминтересам:конструирование,рисование, ручнойтруд, театрально-игроваядеятельность, экспериментирование[1, с. 25]. Н.В. Михайлова считает, что обязательнымвоборудованииявляютсяматериалы,активизирующиепознавательнуюдеятельность:развивающиеигры;техническиеустройстваиигрушки,модели;предметыдляопытно-поисковойработы:магниты,увеличительныестекла,пружинки,весы,мензуркиипрочее; большойвыборприродныхматериаловдляизучения, экспериментирования, составленияколлекций[5, с. 156]. В.А. Зебзеева отмечает, что при формировании предметно-развивающей среды в ДОО необходимо предусмотреть наличие оборудования и игрушек, учитывающих гендерные интересы мальчиков и девочек. Например, для мальчиков в самостоятельной игровой деятельности более интересны гаечные ключи, автомастерские, эстакады, макет крепости. Для девочек: предметы домашнего обихода, посуда, парикмахерские принадлежности[2, с. 135]. В современной методической литературе предъявляются определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде, а именно к различным видам игрушек, оборудованию, прочим материалам. Элементы РППС не должны: вызывать агрессивных действий у ребенка; проявления агрессивного поведения к любому из игровых персонажей, особенно если в их роли выступают партнеры по игре, при чем не имеет значения взрослые ли это или сверстники; провоцировать ребенка на проявление безнравственного или насильственного поведения, в ходе игровых сюжетов. Использование необычных сказочных персонажей, которые находятся в группе, должно побуждать ребенка к выполнению практических действий с целью осознания им существующих эмоциональных категорий, а также эмоционального состояния человека, таких как радость, грусть, злость, восторженность и т.д. При этом в состав другой группы должны входить критерии, которые позволяют развивать личность ребенка гармонично или полифункционально. Такие качества позволят ребенку максимально эффективно использовать все элементы РППС. В работах Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских подчеркивают, что максимально положительное развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста возможно только при наличии в группе уголка психологической разгрузки. В методической литературе, подобный уголок получил название «домотека», т.е. специальное место, где ребенок может разместить предметы, которые он принес из дома, к числу которых можно отнести фото, любимые игрушки, т.е. все то, что напоминает ребенку о доме. В результате обстановка в группе детского сада максимально приближена к домашней, что позволяет ребенку преодолеть чувство одиночества, т.е. ребенок быстрее адаптируется в группе, а внутри группы устанавливается положительный микроклимат. Мебель и другое необходимое оборудование должно быть расставлено таким образом, чтобы ребенку было комфортно пользоваться данными предметами: они должны быть расположены на достаточном удалении, как от взрослых, так и от детей, либо предоставлять возможность устанавливать тесный контакт и свободу между ними. Для этого может быть использована разная мебель, такая как диваны, специальные кресла для эмоциональной разгрузки, пуфики. Подобная организация свободного пространства дает возможность педагогам, приблизиться к позиции ребенка [3, с. 648]. В центре уединения – за ширмой, на мягких подушках, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, альбомы с иллюстрациями на определение эмоций чувств: различение и сравнение ярко контрастных эмоций (смех — слезы). Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался) и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянная переносная ширма служит у ребят и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, они делают комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства. Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова отмечают, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных группах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, медицинской сестрой, младшим воспитателем, родителями и др.) [6, с. 52]. При построении РППС важно учитывать принцип эмоциональной насыщенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. При соблюдении данного принципа предметы в группе должны способствовать формированию разнообразных меняющихся эмоциональных впечатлений у дошкольников [4, с. 85]. Н.А. Каратаева, О.В. Крежевскихуказывают, что в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. Это означает, что для всестороннего развития ребёнка организуются несколько «сред»: для речевого, познавательного,эстетического,физическогоразвития,которыевзависимостиотситуациимогутобъединятьсяводнуилинесколькомногофункциональныхсред.Приэтомоченьважно,чтобыпредметыиигрушки, которымибудетманипулироватьидействоватьребёнок, напервомэтапеосвоенияданнойсредыбылинепростообъектамиеговнимания, асредствомобщениясвзрослыми[3, с. 647]. При взаимодействии с социальными взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях развивающей предметно-пространственной среды, для которой характерны: отсутствие необоснованных запретов; продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия; отсутствие психологического давления со стороны взрослого; возможность выбора деятельности. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов группы, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Предметно-развивающаясредадолжна:служитьинтересамипотребностямребенка;обогащатьразвитиеспецифическихвидовдеятельности;развиватьлюбознательностьитворческоевоображение,умственные,художественные, эстетическиеспособности, коммуникативныенавыки; формироватьличностныекачествадошкольниковиихжизненныйопыт. Такимобразом, мы рассмотрели развивающую предметно-пространственную среду как условие эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства психологической защищённости и эмоционального благополучия. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Список литературы
|