Основные подходы методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации |
Педагогика | |||
Автор: Фролова Анастасия Ивановна Тихонова Анастасия Николаевна Левина Екатерина Дмитриевна | |||
20.12.2024 13:23 | |||
Основные подходы методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации Современное дошкольное образование является одним из важных ступеней в развитии дошкольника. Оно постоянно совершенствуется, меняется основная образовательная программа, появляются новые технологии, методы и приемы работы. Это требует от педагогов умения адаптировать данные технологии в свою образовательную деятельность, применять новые методы и приемы. Для того чтобы педагогам было легче адаптироваться к новым условиям, в дошкольных образовательных организациях существует такой процесс, как методическое сопровождение. Данный процесс подразумевает оказание помощи педагогам в реализации образовательной деятельности и повышении своей профессиональной компетенции.
Тему методического сопровождения изучали многие ученые и давали свои определения. Так например, Давлятшина Ольга Вячеславовна рассматривала методическое сопровождение как технологический процесс взаимодействия субъектов. Этот процесс осуществляется с помощью организации определенных мероприятий, которые способствуют получению педагогами новых знаний и практических умений. М.Н. Певзнер видит методическое сопровождение, как процесс состоящий из комплекса мероприятий, которые направлены на профессиональное развитие педагогов дошкольного образования. Объединяя понятия других авторов, можно сказать что целью методического сопровождения является создание определенных условий, которые позволят непрерывно развивать педагогов. Методическое сопровождение реализуется в различных формах, таких как:
Методическое сопровождение направлено не только на организацию педагогической деятельности, но и на взаимодействие с семьями дошкольников и другими специалистами дошкольной образовательной организации. Поддержка со стороны родителей, взаимодействие со специалистами дает возможность реализовывать образовательную деятельность более эффективно и качественно. При организации методического сопровождения педагогов в дошкольной образовательной организации используются множество подходов, основными является социокультурный, личностно-ориентированный и герменевтический подходы. Рассмотрим каждый более подробно. Социокультурный подход в методическом сопровождение подразумевает под собой связь между образовательной деятельностью и культурными ценностями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, что является особенно важным моментом при реализации образовательной программы, а также в подборе эффективных методов взаимодействия с воспитателями, детьми и их родителями. При использовании социокультурного подхода в методическом сопровождении, важно уметь анализировать культурные ценности и социальные условия, в которых работают педагоги, так как это позволит сделать образовательный процесс комфортным для каждого его участника. Так как методическое сопровождение подразумевает под собой не только работу с педагогами, но и сотрудничество с родителями дошкольников, социокультурный подход позволяет адаптировать подходы к обучению и воспитанию дошкольников с учетом социокультурных ценностей в их семье. Стоит также заметить что при реализации методического сопровождения, педагоги не только получают новые знания, но и становятся теми, кто может поделиться своим опытом и своими знаниями в педагогической деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия для педагогов, с помощью которых каждый сможет открыть в себе творческий потенциал, например, открытие педагогического клуба или круглого стола, где педагоги смогут делиться друг с другом новыми идеями и создавать новый образовательных продукт, новую технологию. В каждом регионе имеются свои культурные ценности, поэтому подходы к обучению и воспитанию дошкольников везде различаются. Поэтому важно уметь не просто реализовывать образовательную программу, а адаптировать её с учетом социокультурных ценностей. Это является еще одной основной задачей методического сопровождения, так как именно социокультурный подход играет важную роль в применении педагогических технологий и усовершенствовании образовательного процесса. Таким образом, социокультурный подход в методическом сопровождении дошкольной образовательной организации предоставляет педагогам новые возможности для реализации образовательной деятельности, учитывая индивидуальные и культурные особенности каждого дошкольника, что требует от педагогов непрерывного обучения и саморазвития. Личностно-ориентированный подход заключается в учете индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Данный подход является одним из актуальных, так как система дошкольного образования проходит через постоянные изменения, требующие работы с различными личностями. Становится важным не только дать ребенку знания, но и сформировать в нем личность, способную самовыражаться и активно взаимодействовать с окружающим миром. Личностно-ориентированный подход требует от педагогов гибкости в планировании образовательной деятельности, реализации образовательных целей с учетом индивидуальных особенностей детей. Важным является создание таких условий, чтобы дети доверяли педагогу, чувствовали свою значимость и ценность. В данном случае, педагоги становятся не просто источниками знаний, но являются теми кто может оказать ребёнку поддержку в решение тех или иных проблем. Не менее важным становится постепенное вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения, что тоже способствует личностному развитию ребёнка. Как правило, это создание комплекса мероприятий, которые помогут организовывать обучение и воспитание как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях, что в свою очередь способствует формированию более благоприятного условия для развития дошкольников. Для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности, педагогам необходимо постоянно развиваться. В этом случае методическое сопровождение может выступать в таких формах как тренинги, мастер-классы, семинары-практикумы, где педагоги смогут не только получить новые умения и практические навыки, но и смогут повысить свои личностные и профессиональные качества. При реализации личностно-ориентированного подхода важно помнить, что педагог должен работать не в одиночку, а в коллективе, только так он сможет повысить свои личностные качества и научиться работать в коллективе. Герменевтический подход считается одним из важных в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации. Это подход к пониманию профессиональной деятельности педагогов. Изначально герменевтический подход использовался как метод понимания текстов. Сейчас же данный подход применим к абсолютно любой деятельности. У каждого педагога имеется свой уникальный и неповторимый опыт, который необходимо учитывать при организации методического сопровождения. Поэтому герменевтический подход направлен на исследование взаимодействия личного опыта педагога с учебным процессом, а также как это может повлиять на его профессиональную индивидуальность. Важным при герменевтическом подходе является открытость в процессе профессионального развития. В педагогической деятельности происходит постоянное взаимодействие педагога с детьми, где каждый может стать тем, кто придает смысл и значение передаваемой информации. Для того чтобы в процессе обучения и воспитания дошкольников сформировалась открытая среда, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого. Герменевтический подход подойдет при обсуждении с педагогическим коллективом используемых методик работы с детьми, что поспособствует совместному поиску решений. В методическом сопровождении является важным создать пространство для рефлексии (процесс осмысления и анализа собственного опыта). Одной из задач герменевтического подхода заключается в умении педагогом оценивать свою профессиональную деятельность, определить новые для себя методы и приемы, а также определение способов адаптирования данных методик в своей работе. Как говорилось ранее, изначально герменевтический подход использовался в интерпретации и понимании текстов. Поэтому в образовательной деятельности, данный подход так же подразумевает работу педагогов с документами, которые связанны с образовательными стандартами и программами. Это значит что педагогу необходимо не просто ознакомиться с новыми требованиями, но и внедрить их в свою педагогическую деятельность. Важным при использовании герменевтического подхода является замотивировать педагога к поиску и решению тех или иных сложных ситуаций. Методическое сопровождение, которое основано на герменевтическом подходе, позволяет раскрыть потенциал каждого педагога при разработке собственных подходов к обучению и воспитанию детей. Данный подход позволяет обнаружить каждому педагогу свою уникальную методику взаимодействия с дошкольниками и их семьями. В заключении можно сделать общий вывод, что методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации, является одним из важных инструментов в системе дошкольного образования, особенно учитывая постоянно изменяющиеся условия и требования к организации педагогической деятельности. С целью эффективного методического сопровождения, применяются три основных подхода: социокультурный, личностно-ориентированный и герменевтический. Данные подходы в комплекса позволяют сформировать комплекс мероприятий, которые будут непрерывно способствовать профессиональному развитию педагогов дошкольной образовательной организации.
|