Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка Педагогический «КУБ-КЛУБ» Использование кубика Блума в методической работе.
Педагогика
Автор: Бирюлина Ирина Александровна   
25.12.2024 20:35

Методическая разработка Педагогический «КУБ-КЛУБ» Использование кубика Блума в методической работе.Методическая разработка Педагогический «КУБ-КЛУБ» Использование кубика Блума в методической работе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад №9»

старший воспитатель Бирюлина Ирина Александровна ст. Нововеличковская 2024 г.

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке показаны различные приемы использования игровых современных технологий в методической работе с педагогами детского сада.

Каждый старший воспитатель в процессе планирования методической работы с педагогами задумывается над ее целями и конкретными задачами: как совершенствовать методы индивидуальной и совместной работы с воспитателями? У каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства. Важно не только, чтобы руководитель знал этот уровень, но и умел подвести педагога к объективной самооценке. Опыт показывает, что добровольное участие в самооценке своего труда — необходимое условие успеха.

 

Скачать конспект

Для достижения данной цели необходимо, чтобы старшие воспитатели выстраивали свою работу не только методически грамотно, но и с использованием новых нетрадиционных форм работы. Это позволит повысить профессиональный уровень своих сотрудников и ненавязчиво улучшить работу организации в целом. И здесь старшим воспитателям может помочь таксономия Блума.

ВВЕДЕНИЕ

Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог Бенджамин Блум сделал интересное открытие в результатеинтервьюcизвестнымимузыкантами, математиками, пловцами. Он утверждал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Блум обследовал выдающихся людей, и на основе данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей.

Модель Блума была ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума».

От аксономии

Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой иерархическую шести уровневую структуру:

  • знание,
  • понимание,
  • применение,
  • анализ,
  • синтез,
  • оценка.

Уровень знания. Это самыйнижний, начальный уровень. Все цели, относящиесякэтомууровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: назвать, перечислить. Здесь достаточно познакомить педагогов с соответствующей новой информациейтак, чтобы они смоглиее усвоить.

Уровень понимания. Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, педагоги должны изложить полученные знания или информацию своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что педагоги отличноееусвоили (произошлозапечатлениеинформациииеё переработка).

Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученныхзнанийв изученнойи новой (частичноизмененнойилиновой) ситуации.

Уровеньанализа. Целиданногоуровняпредполагают, чтопедагоги в состоянии разделитьпредставленный старшим воспитателем материалнаотдельныесоставляющие.

Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, педагоги эффективно комбинируют педагогические технологии, методы и приемы, формируют из них новые конструкции.

Уровень оценки. Это самый высокий, шестой уровень, на котором педагоги демонстрируют отношения, делают содержательные оценочныесуждения о применяемых новых материалах и формах работы, о новых данных, относящихся к изученной области.

Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности педагога работать на удобном ему уровне и постоянно повышать его!

Применив таксономию Блума, старший воспитатель может спланироватьметодическую деятельность с педагогами, задействовав все уровни познания. Так мы получаем инструмент, который поможет отслеживать, насколько эффективно мы побуждаем к деятельности все типы интеллекта педагогических работников на этапе планирования и в аналитической деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ «КУБ-КЛУБ» И КУБИК БЛУМА

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе, в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности, очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Методическая помощь должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом.

Практика показала, что одним из важных путей, способным существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства – являются объединения педагогов в различные сообщества, творческие группы или объединения. Такие профессиональные объединения организуются для реализации и развития творческой активности педагогов; совершенствования воспитательно-образовательного процесса и позволяют направлять усилия коллектива дошкольного учреждения на повышение качества образования, создание условий для организации информационного пространства с целью обмена педагогическим опытом.

В нашем детском саду организованно и продуктивно функционирует творческое объединение – педагогический «КУБ-КЛУБ». Это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по интересующим тематикам, с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для эффективной педагогической работы.

Основная цель работы нашего педагогического «КУБ-КЛУБА» — обеспечение культурного, профессионального и творческого роста педагогов; выявление актуальных проблем педагогической практики индивидуального и общего характера, их устранение и проектирование новых программ; обобщение профессионального педагогического опыта, а также его пропагандирование и внедрение в практику работы ДОУ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • сформировать стабильный и творчески работающий коллектив;
  • повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в области применения вариативных форм, способов, методов организации образовательного процесса;
  • обеспечить сопровождение адаптации начинающих педагогов к условиям профессиональной деятельности путем овладения ими техниками поддержания уровня своего эмоционального состояния;
  • обеспечить педагогический коллектив психолого-педагогическим сопровождением в условиях перехода и реализации ФОП ДО.

В процессе работы нашего «КУБ-КЛУБА» в достижении поставленных задач, большую результативность и отклик среди участников клуба – коллег-педагогов, получил популярный прием технологии критического мышления – кубик Блума.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения к ситуации. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы.

Абсолютно любой кубик может стать кубиком Блума, достаточно только добавить на его грани начало вопросов следующего типа:

  • Грань «Назови» — предполагает простую репродукцию полученных знаний
  • Грань «Почему» — позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи
  • Грань «Придумай» — подразумевает творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла
  • Грань «Объясни» — предполагает развитие мышления, вопросы носят уточняющий характер
  • Грань «Предложи» — подразумевает умение применить полученные знания на практике

-Грань «Поделись» — развивает эмоциональную сторону личности, концентрирует внимание на личных ощущениях и чувствах, которые вызваны данной темой.

Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера по абсолютно разным темам. Старший воспитатель или педагог бросает кубик. Выпавшая грань указывает, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Так, например, выпавшая грань «Назови» — предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Предлагается просто назвать педагогический предмет, явление, термин и т.д. Грань «Почему» подразумевает вопросы, которые позволяют установить причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Грань «Объясни» — вопросы уточняющие. Они помогают увидеть педагогическую проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Грань «Предложи», при выпадении которой педагог должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Выпавшая грань «Придумай» указывает на вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности педагогов, побуждают их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Чтобы Кубик Блума работал более эффективно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Использовать методику в небольших группах. Для большой аудитории приём не работает — не хватит времени опросить каждого.
  2. Адаптировать вопросы по кубику Блума под вашу методическую тему.
  3. Не использовать этот прием постоянно: со временем он приедается, вызывает меньший эмоциональный отклик. Это негативно сказывается на его эффективности.

Варианты использования «Кубика Блума» на методических мероприятиях с педагогами.

На гранях кубика написаны начала вопросов и заданий: почему, объясни, назови, предложи, придумай, поделисьи т.д.

Старший воспитатель бросает кубик. Необходимо выполнить заданиеили сформулировать вопрос по теме образовательного педагогического материала по той грани, которой выпадает кубик.

К примеру, вопрос, начинающийсясослова

―Назови…‖может соответствоватьуровнюрепродукции, т. е. простому

воспроизведениюзнаний.

Вопросы, начинающиесясослов

―Почему…‖соответствуюттакназываемым процессуальным знаниям.

Педагог в данном случае должен найтипричинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определеннымпредметомилиявлением.

Отвечаянавопрос―Объясни…‖педагог используетпонятияипринципы, имеющиеся знания в конкретных практических ситуациях, демонстрируетправильное применение форм, методов и приемов или образовательной технологии.

И, конечно же, задания ―Предложи…, ―Придумай…, ―Поделись… направлены на активизацию мыслительной деятельности педагога, где обязательно проявится его творчество, субъектность и личное отношение к теме.

Педагог устанавливает различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание насоответствиевывода по имеющимсяданным.

Кубик можно использовать при планировании мероприятий в детском саду, на методических часах и заседаниях педагогических сообществ, клубов в том числе.

Также очень хорошо использовать кубик при проведении рефлексии, подведения итогов педагогического мероприятия. Старший воспитатель должен создать ситуацию успеха каждому педагогу, корректируя вопросы по уровню опыта и стажа педагогических работников.

Методическая целесообразность и эффективность использования данного кубика на практике:

  1. При переходе на ФОП ДО на педагогическом совете была подтверждена эффективность использования кубика при подведении итогов и проведении рефлексии (Приложение 1);
  2. В работе с молодыми педагогами в рамках наставничества могут применять и наставники- педагоги (Приложение 2);
  3. С целью активизации работы по выстраиванию партнерских взаимоотношений педагогов с детьми, субъектности в детско-взрослом коллективе. (Приложение 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, хочется еще раз сказать о том, что создание таких объединений, как наш педагогический «КУБ-КЛУБ» объективно обусловлено, вызваносовременными закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы детского сада. Данная технология позволила нам повысить профессиональные компетенции педагогов, активизировать их мыслительныйи аналитический потенциал. Меняется мировоззрение наших педагогов, способных к рефлексии, обладающих эмоциональным интеллектом и достаточным уровнем критического мышления. Активность и результативность участия педагогов в семинарах, мастер-классах и конкурсах муниципального и краевого уровня позволяют сделать вывод о том, что данная технология очень эффективна и приносит реальный результат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. От рождения до школы/ Инновационная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой/М. Мозаика-Синтез 2020 г.
  2. Современный детский сад. Каким он должен быть/Пособие для педагогов, методистов и руководителей дошкольных организаций/ под редакцией О.А. Шиян -Москва / Мозаика Синтез 2019 г.
  3. Секреты Интересного занятия. Методическое пособие для педагогов детского сада Ю.В. Илюхина, ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края; Краснодар, Экоинвест, 2018 г.
  4. К.Ю. Белая. Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015 г.
  5. Ю.А. Гладкова, О.А. Соломенникова. Современный педагог: компетентность, мастерство, творчество. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2021 г.
  6. Е.В. Гермогенова. Эффективное управление. 8 шагов к успеху. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2021г.

Приложение 1

Тема «ФОП ДО»

Грань «Назови»:

  1. Назовите, пожалуйста, направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО (патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, эстетическое)
  2. Назовите раздел ФОП ДО, который содержит описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (Содержательный раздел)
  3. Назовите документ, который регулирует время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов и образовательную нагрузку для детей? (СанПин 1.2. 3685-21)
  4. Назовите, что составляет основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного? (Традиционные ценности российского народа)
  5. Назовите парциальную программу, входящую в часть, формируемую участниками образовательных отношений, в вашей группе? ( «Ладушки» или «Феникс»)

Грань «Почему»:

  1. Почему педагогам необходимо проводить педагогическую диагностику? (для выявления особенностей и динамики развития детей, уровня знаний и умений, для составления индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательной программы)
  2. Почему каждый педагог обязан реализовывать ФОП ДО? (Согласно Приказа Минпросвещения России от 25. 11. 2022г. №1028 «Об Утверждении ФОП ДО»)

Грань «Объясни»:

  1. Объясните вашу роль в реализации ФОП ДО? (Педагог)
  2. Объясните в чём разница по видам детской деятельности в раннем возрасте (1-3 года) и в дошкольном возрасте (3-8 лет)? (В дошкольном возрасте нет предметного вида деятельности, в раннем – 9 видов, в дошкольном – 8 видов)
  3. Объясните, возможен ли вариант проведения образовательной деятельности с детьми, без всякого участия педагога в данной деятельности? И, если да, приведите пример (Да, возможен, согласно п.2. 4 ФОП ДО.)
  4. Объясните, по вашему мнению, для чего педагогу необходимо использовать приёмы поддержки, одобрения, похвалы детей? (для поддержки детской инициативы, развития самостоятельности, желания участвовать…)
  5. Объясните значение этого процентного соотношения 60% и 40%?

Грань «Предложи»:

  1. Предложите нам форму эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями), которую Вы используете в своей работе в вашей группе?
  2. Предложите вариант совместной деятельности ребёнка с педагогом,

при которой ребёнок и педагог – равноправные партнёры.

3. Предложите свой вариант расшифровки аббревиатуры ФОП (можно шуточный)

4. Предложите нам свою ценность воспитания, которойна ваш взгляд

не хватает?

5. Предложите нам название для нашей сегодняшней встречи.

Грань «Придумай»:

  1. Придумайте какой-нибудь символ или элемент, который, по-вашему мнению, обязательно должен присутствовать в логотипе детского сада.
  2. Придумайте, как или чем можно осчастливить всех педагогов одновременно?
  3. Придумайте новый формат проведения педагогического совета. В

форме чего? (пижамная вечеринка, игра «Кто хочет стать миллионером?»

4. Придумайте, что Вы лично можете сделать для того, чтобы ребята в вашей группе были дружными?

Грань «Поделись»:

  1. Поделитесь, из личного опыта, какие способы и приёмы Вы используете для поддержки детской инициативы в вашей группе (не сразу оказывает помощь, а сначала даёт совет, задаёт наводящие вопросы, подбадривает, поощряет, хвалит и т.д)
  2. Мы все знаем, что основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни группы, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Поделитесь, как Вам лично, удаётся решать эту задачу? Поделитесь с коллегами своим личным приёмом, методом или средством?
  3. Поделитесь своими мыслями о будущем Федеральной Образовательной Программы.
  4. Поделитесь секретом, как быть «счастливым воспитателем»?
  5. Поделитесь, как лично Вы, эмоционально отреагировали, когда узнали, что вышла новая Федеральная образовательная Программа?

Приложение 2

Тема «Молодые педагоги в ДОУ реализуют ФОП ДО»

Грань «Назови»:

  1. Назовите, пожалуйста, образовательные области, которые предусматривает ФОП ДО;
  2. Назовите разделы ФОП ДО;
  3. Назовите документ, который входит в ФОП ДО и регулирует воспитательную работу в детском саду.
  4. Назовите виды деятельности в вашей возрастной группе.
  5. Назовите программу, по которой Вы работаете в детском саду.
  6. Назовите полное название детского сада.

Грань «Почему»:

  1. Почему педагогам необходимо также работать с родителями воспитанников?
  2. Почему каждый педагог обязан выполнять и соблюдать требования СанПин?
  3. Почему в детском саду педагог должен взаимодействовать со специалистами?

Грань «Объясни»:

  1. Объясните, зачем проводить педагогическую диагностику?
  2. Объясните, почему разные режимы в разных возрастных группах?
  3. Объясните, можно ли изменить запланированные мероприятия по плану. Если можно, то почему?
  4. Объясните, как можно успокоить агрессивного ребенка?
  5. Объясните, к кому можете обратиться в ДОУ в результате конфликтной ситуации с педагогами (родителями).

Грань «Предложи»:

  1. Предложите, что можно улучшить в работе с детьми вашей группы?
  2. Предложите вариант совместной деятельности по вовлечению родителей в образовательный процесс.
  3. Предложите свой вариант расшифровки аббревиатуры ФОП (можно

шуточный)

4. Каких форм работы по наставничеству вам не хватает в детском саду?

5. Предложите варианты оздоровительной работы с детьми.

Грань «Придумай»:

  1. Придумайте какой-нибудь символ или элемент, который, по-вашему мнению, обязательно должен присутствовать в логотипе детского сада.
  2. Придумайте, какую пользу лично вы можете принести ДОУ.
  3. Придумайте новый формат проведения педагогического мероприятия с детьми.
  4. Придумайте, что Вы лично можете сделать для улучшения работы всего ДОУ.

Грань «Поделись»:

  1. Поделитесь, из личного опыта, какие первые впечатления от работы Вы получили?
  2. Поделитесь, что самое интересное в работе с ребятами Вашей группы?
  3. Поделитесь своими мыслями о будущем Российского дошкольного образования.
  4. Поделитесь своими планами на свое педагогическое будущее.
  5. Поделитесь, как лично Вам живется у нас.

Приложение 3

Тема «Взаимодействие педагогов с детьми в условиях реализацииФОП ДО»

Грань «Назови»:

  1. Назовите, пожалуйста, основные требования ФОП в рамках взаимодействия с детьми?
  2. Назовите, что надо учитывать в индивидуальной работе с детьми?
  3. Назовите, как должен вести себя педагог в общении с детьми?
  4. Назовите способы общения педагога с детьми?
  5. Назовите, кто устанавливает правила взаимодействия в разных видах деятельности в группе?

Грань «Почему»:

  1. Почему педагогам необходимо реагировать на инициативу детей?
  2. Почему необходимо поддерживать спонтанные игры детей?
  3. Почему правильно организованная РППС создает возможность детям проявлять инициативу?

Грань «Объясни»:

  1. Объясните, как педагог может удержать детей в поле своего внимания?
  2. Объясните, как правильно выстроить общение с родителями?
  3. Объясните, можно ли применять к воспитанникам меры физического и психологического насилия?
  4. Объясните, как создать условия для свободного выбора детьми материалов?
  5. Объясните, как поддержать право выбора у родителей.

Грань «Предложи»:

  1. Предложите, как поддерживать эмоциональный комфорт для воспитанников в группе?
  2. Предложите свой вариант обогащения спонтанной игры детей.
  3. Предложите свой вариант работы с детьми с разным темпом развития.

Грань «Придумай»:

  1. Придумайте трудную ситуацию по актуализации опыта детей в социальной сфере.
  2. Придумайте правило взаимодействия для педагогов с детьми.
  3. Придумайте фразу для реагирования на негативное высказывание родителей о других детях в группе.
  4. Придумайте, как создать психологический комфорт в группе с участием воспитанников.

Грань «Поделись»:

  1. Поделитесь, из личного опыта, какие приемы поддержки детской инициативы используете?
  2. Поделитесь, как поддерживаете спонтанные игры с ребятами Вашей группы?
  3. Поделитесь как вовлечь родителей в образовательную деятельность?
  4. Поделитесь, как Вы собственным поведением обучаете ребят социально приемлемым нормам поведения.
  5. Поделитесь, как вы поддерживаете эмоциональный комфорт непопулярным детям в группе?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год