Методическая разработка Педагогический «КУБ-КЛУБ» Использование кубика Блума в методической работе. |
Педагогика | |||
Автор: Бирюлина Ирина Александровна | |||
25.12.2024 20:35 | |||
Методическая разработка Педагогический «КУБ-КЛУБ» Использование кубика Блума в методической работе. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад №9» старший воспитатель Бирюлина Ирина Александровна ст. Нововеличковская 2024 г. АННОТАЦИЯ В данной методической разработке показаны различные приемы использования игровых современных технологий в методической работе с педагогами детского сада. Каждый старший воспитатель в процессе планирования методической работы с педагогами задумывается над ее целями и конкретными задачами: как совершенствовать методы индивидуальной и совместной работы с воспитателями? У каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства. Важно не только, чтобы руководитель знал этот уровень, но и умел подвести педагога к объективной самооценке. Опыт показывает, что добровольное участие в самооценке своего труда — необходимое условие успеха.
Для достижения данной цели необходимо, чтобы старшие воспитатели выстраивали свою работу не только методически грамотно, но и с использованием новых нетрадиционных форм работы. Это позволит повысить профессиональный уровень своих сотрудников и ненавязчиво улучшить работу организации в целом. И здесь старшим воспитателям может помочь таксономия Блума. ВВЕДЕНИЕ Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог Бенджамин Блум сделал интересное открытие в результатеинтервьюcизвестнымимузыкантами, математиками, пловцами. Он утверждал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Блум обследовал выдающихся людей, и на основе данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей. Модель Блума была ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума». От аксономии Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой иерархическую шести уровневую структуру:
Уровень знания. Это самыйнижний, начальный уровень. Все цели, относящиесякэтомууровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: назвать, перечислить. Здесь достаточно познакомить педагогов с соответствующей новой информациейтак, чтобы они смоглиее усвоить. Уровень понимания. Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, педагоги должны изложить полученные знания или информацию своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что педагоги отличноееусвоили (произошлозапечатлениеинформациииеё переработка). Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученныхзнанийв изученнойи новой (частичноизмененнойилиновой) ситуации. Уровеньанализа. Целиданногоуровняпредполагают, чтопедагоги в состоянии разделитьпредставленный старшим воспитателем материалнаотдельныесоставляющие. Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, педагоги эффективно комбинируют педагогические технологии, методы и приемы, формируют из них новые конструкции. Уровень оценки. Это самый высокий, шестой уровень, на котором педагоги демонстрируют отношения, делают содержательные оценочныесуждения о применяемых новых материалах и формах работы, о новых данных, относящихся к изученной области. Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности педагога работать на удобном ему уровне и постоянно повышать его! Применив таксономию Блума, старший воспитатель может спланироватьметодическую деятельность с педагогами, задействовав все уровни познания. Так мы получаем инструмент, который поможет отслеживать, насколько эффективно мы побуждаем к деятельности все типы интеллекта педагогических работников на этапе планирования и в аналитической деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ «КУБ-КЛУБ» И КУБИК БЛУМА Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе, в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности, очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Методическая помощь должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом. Практика показала, что одним из важных путей, способным существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства – являются объединения педагогов в различные сообщества, творческие группы или объединения. Такие профессиональные объединения организуются для реализации и развития творческой активности педагогов; совершенствования воспитательно-образовательного процесса и позволяют направлять усилия коллектива дошкольного учреждения на повышение качества образования, создание условий для организации информационного пространства с целью обмена педагогическим опытом. В нашем детском саду организованно и продуктивно функционирует творческое объединение – педагогический «КУБ-КЛУБ». Это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по интересующим тематикам, с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для эффективной педагогической работы. Основная цель работы нашего педагогического «КУБ-КЛУБА» — обеспечение культурного, профессионального и творческого роста педагогов; выявление актуальных проблем педагогической практики индивидуального и общего характера, их устранение и проектирование новых программ; обобщение профессионального педагогического опыта, а также его пропагандирование и внедрение в практику работы ДОУ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В процессе работы нашего «КУБ-КЛУБА» в достижении поставленных задач, большую результативность и отклик среди участников клуба – коллег-педагогов, получил популярный прием технологии критического мышления – кубик Блума. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения к ситуации. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Абсолютно любой кубик может стать кубиком Блума, достаточно только добавить на его грани начало вопросов следующего типа:
-Грань «Поделись» — развивает эмоциональную сторону личности, концентрирует внимание на личных ощущениях и чувствах, которые вызваны данной темой. Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера по абсолютно разным темам. Старший воспитатель или педагог бросает кубик. Выпавшая грань указывает, какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Так, например, выпавшая грань «Назови» — предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Предлагается просто назвать педагогический предмет, явление, термин и т.д. Грань «Почему» подразумевает вопросы, которые позволяют установить причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Грань «Объясни» — вопросы уточняющие. Они помогают увидеть педагогическую проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Грань «Предложи», при выпадении которой педагог должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Выпавшая грань «Придумай» указывает на вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности педагогов, побуждают их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Чтобы Кубик Блума работал более эффективно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Варианты использования «Кубика Блума» на методических мероприятиях с педагогами. На гранях кубика написаны начала вопросов и заданий: почему, объясни, назови, предложи, придумай, поделисьи т.д. Старший воспитатель бросает кубик. Необходимо выполнить заданиеили сформулировать вопрос по теме образовательного педагогического материала по той грани, которой выпадает кубик. К примеру, вопрос, начинающийсясослова ―Назови…‖может соответствоватьуровнюрепродукции, т. е. простому воспроизведениюзнаний. Вопросы, начинающиесясослов ―Почему…‖соответствуюттакназываемым процессуальным знаниям. Педагог в данном случае должен найтипричинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определеннымпредметомилиявлением. Отвечаянавопрос―Объясни…‖педагог используетпонятияипринципы, имеющиеся знания в конкретных практических ситуациях, демонстрируетправильное применение форм, методов и приемов или образовательной технологии. И, конечно же, задания ―Предложи…, ―Придумай…, ―Поделись… направлены на активизацию мыслительной деятельности педагога, где обязательно проявится его творчество, субъектность и личное отношение к теме. Педагог устанавливает различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание насоответствиевывода по имеющимсяданным. Кубик можно использовать при планировании мероприятий в детском саду, на методических часах и заседаниях педагогических сообществ, клубов в том числе. Также очень хорошо использовать кубик при проведении рефлексии, подведения итогов педагогического мероприятия. Старший воспитатель должен создать ситуацию успеха каждому педагогу, корректируя вопросы по уровню опыта и стажа педагогических работников. Методическая целесообразность и эффективность использования данного кубика на практике:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении, хочется еще раз сказать о том, что создание таких объединений, как наш педагогический «КУБ-КЛУБ» объективно обусловлено, вызваносовременными закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы детского сада. Данная технология позволила нам повысить профессиональные компетенции педагогов, активизировать их мыслительныйи аналитический потенциал. Меняется мировоззрение наших педагогов, способных к рефлексии, обладающих эмоциональным интеллектом и достаточным уровнем критического мышления. Активность и результативность участия педагогов в семинарах, мастер-классах и конкурсах муниципального и краевого уровня позволяют сделать вывод о том, что данная технология очень эффективна и приносит реальный результат. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение 1 Тема «ФОП ДО» Грань «Назови»:
Грань «Почему»:
Грань «Объясни»:
Грань «Предложи»:
при которой ребёнок и педагог – равноправные партнёры. 3. Предложите свой вариант расшифровки аббревиатуры ФОП (можно шуточный) 4. Предложите нам свою ценность воспитания, которойна ваш взгляд не хватает? 5. Предложите нам название для нашей сегодняшней встречи. Грань «Придумай»:
форме чего? (пижамная вечеринка, игра «Кто хочет стать миллионером?» 4. Придумайте, что Вы лично можете сделать для того, чтобы ребята в вашей группе были дружными? Грань «Поделись»:
Приложение 2 Тема «Молодые педагоги в ДОУ реализуют ФОП ДО» Грань «Назови»:
Грань «Почему»:
Грань «Объясни»:
Грань «Предложи»:
шуточный) 4. Каких форм работы по наставничеству вам не хватает в детском саду? 5. Предложите варианты оздоровительной работы с детьми. Грань «Придумай»:
Грань «Поделись»:
Приложение 3 Тема «Взаимодействие педагогов с детьми в условиях реализацииФОП ДО» Грань «Назови»:
Грань «Почему»:
Грань «Объясни»:
Грань «Предложи»:
Грань «Придумай»:
Грань «Поделись»:
|