Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль наставника в профессиональном и карьерном росте молодых специалистов
Педагогика
Автор: Курнаева Ольга Сергеевна   
13.02.2025 13:39

Роль наставника в профессиональном и карьерном росте молодых специалистовРоль наставника в профессиональном и карьерном росте молодых специалистов

Аннотация. В данной статье анализируются причины, вызывающие трудности в процессе адаптации молодых педагогов в образовательных учреждениях, а также определяются ключевые направления деятельности наставника в ходе совместной работы с молодым специалистом.

Ключевые слова: компетентный специалист, успешная адаптация, педагог-наставник, профессиональное развитие, молодой специалист, личностное развитие

Курнаева Ольга Сергеевна, заведующий отделением по специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование», преподаватель ГАОУ ПО ИРО

Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования г. Севастополя

«Институт развития образования».

Качество деятельности образовательного учреждения напрямую связано с подбором педагогического состава, а так же слаженностью в работе, грамотном выполнении своих функциональных обязанностей педагогами. К сожалению, последние годы демонстрируют тревожную тенденцию: состав педагогов не обновляется и остается статичным. В данной ситуации можно выделить некоторые положительные моменты, среди которых стоит отметить опыт преподавателей. Однако в условиях современного образовательного пространства, внедрение инновационных технологий, изменения требований к общим и профессиональным компетенциям как обучающихся, так и педагогов возникают новые требования, к которым необходимо адаптироваться.

 

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что проблемы, возникающие в процессе адаптации молодых педагогов, наблюдаются во множестве организаций. Каждому руководителю важно осознавать, с какими психологическими трудностями может столкнуться новый сотрудник, а особенно молодой сотрудник, трудоустроившийся сразу после окончания образовательного учреждения. Необходимо определить, насколько комфортно он ощущает себя в новом коллективе, понять его отношение к обучению и инновациям, а также обратить внимание на важный аспект – как он воспринимает свое будущее в выбранной им сфере деятельности.

Ключевой характеристикой компетентного специалиста является способность совмещать профессиональные навыки с социальной адаптацией к новой среде, что представляет собой непростую задачу для начинающего педагога. Успешная адаптация в краткие сроки предоставляет преимущества, способствующие высокой эффективности его дальнейшей работы. В противовес этому, затрудненная адаптация может оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние, что, в свою очередь, приводит к снижению качества педагогической деятельности и снижению продуктивных результатов специалиста[2].

Молодому специалисту крайне важно заручиться поддержкой опытного наставника, который сможет предложить как практическую, так и теоретическую помощь во время его трудовой деятельности, а также способствовать повышению его профессиональной квалификации в выбранной сфере. Наставник занимает центральное место в процессе профессионального и карьерного роста начинающих специалистов. Он не только способствует успешной адаптации новичков к внутренним рабочим процессам, но и оказывает значительное влияние на их дальнейшее развитие как специалистов.

Наставник выступает не только как учитель, но и как источник мотивации и вдохновения, что позволяет молодым специалистам уверенно развиваться и достигать своих профессиональных целей, а именно:

1. Передача опыта.

Наставники обладают глубокими знаниями и опытом в своей области, которые они могут передать молодым специалистам. Это включает:

2. Технические навыки: Обучение конкретным инструментам, методологиям и практикам, необходимым для выполнения задач.

3. Мягкие навыки: Развитие таких качеств, как умение работать в команде, управление временем, коммуникация с коллегами и клиентами.

4. Этика и культура компании: Понимание корпоративных ценностей, норм поведения и стандартов качества работы.

5. Поддержка и мотивация.

Молодой начинающий сотрудник часто сталкиваются с трудностями при адаптации к новой среде, особенно если это их первая работа. Наставник может оказать эмоциональную поддержку, помогая справляться со стрессовыми ситуациями и мотивируя на достижение целей. Это важно для того, чтобы специалист чувствовал себя уверенно и был нацелен на успех.

6. Обратная связь.

Регулярное предоставление конструктивной обратной связи – одна из важнейших функций наставника. Это позволяет молодому специалисту осознавать свои сильные стороны и зоны роста, а также корректировать действия для достижения лучших результатов. Наставничество подразумевает не только критику ошибок, но и похвалу за успехи, что способствует развитию уверенности и мотивации.

7. Развитие карьеры.

Наставник помогает молодому сотруднику планировать свою карьеру, предоставляя рекомендации по дальнейшему обучению, развитию новых навыков и возможностям продвижения внутри компании. Это может включать советы по выбору курсов повышения квалификации, участие в проектах, направленных на карьерный рост, и даже помощь в подготовке к собеседованиям на новые должности

8. Сетевое взаимодействие

В рамках профессиональной среды наставник может способствовать расширению сети контактов молодого специалиста. Знакомство с ключевыми людьми в отрасли, приглашение на мероприятия и конференции помогают новичку интегрироваться в профессиональное сообщество и создавать полезные деловые связи.

9. Адаптация к корпоративной культуре

Корпоративная культура может значительно различаться от одной организации к другой. Наставник помогает новому сотруднику понять особенности внутренней культуры компании, включая нормы общения, стиль управления и ожидания руководства. Это облегчает адаптацию и снижает вероятность конфликтов[1].

Наставничество является важным элементом профессионального развития молодых специалистов. Оно помогает быстрее освоиться в новой рабочей среде, приобрести необходимые навыки и знания, а также построить успешную карьеру.

Компании, которые активно внедряют программы наставничества, получают значительные преимущества в развитии своих сотрудников. Такие программы способствуют формированию более квалифицированного и опытного персонала, способного эффективно решать возникающие проблемы и вносить ценный вклад в общие цели организации. Наставничество не только помогает молодым специалистам быстрее адаптироваться к рабочей среде, но и создает атмосферу поддержки и сотрудничества, что, в свою очередь, повышает уровень вовлеченности и мотивации сотрудников.

Однако, помимо программ наставничества, важным аспектом профессионального роста является работа над собой. Начинающий работник должен понимать, что их личное развитие напрямую связано с их карьерным успехом. Это включает в себя не только профессиональные навыки, но и личностные качества, такие как инициативность, целеустремленность и ответственность. Важно, чтобы молодые сотрудники проявляли активность в обучении и самосовершенствовании, искали возможности для повышения своей квалификации и расширения кругозора.

Сотрудничество с ответственным за наставничество может охватывать различные элементы, включая регулярные встречи, анализ возникающих проблем и выработку стратегий для их разрешения. Наставники могут делиться своим опытом, предоставляя ценные советы и рекомендации, которые помогут молодым, только начинающимработникам лучше ориентироваться в сложных ситуациях. Кроме того, важно, чтобы наставники не только обучали, но и вдохновляли своих подопечных, помогая им развивать уверенность в своих силах.

Также стоит отметить, что в современных условиях, когда рынок труда постоянно меняется, умение адаптироваться и учиться новому становится особенно важным. Молодые специалисты должны быть готовы к изменениям, активно искать новые знания и навыки, которые смогут повысить их конкурентоспособность. Это может включать в себя изучение новых технологий, участие в семинарах и тренингах, а также обмен опытом с коллегами могут значительно повысить конкурентоспособность специалистов

Таким образом, сочетание программ наставничества и личной работы над собой создает мощный синергетический эффект, который способствует не только профессиональному, но и личностному росту сотрудников. Это, в свою очередь, приносит пользу не только самим специалистам, но и всей компании в целом, создавая команду, способную эффективно справляться с любыми вызовами и достигать поставленных целей [3].

Список литературы.

  1. Алиева, С.В., Мардахаев, Р.А. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Вестник экспертного совета. -2021. — №3 (26). – с.55-75
  2. Юнгман, И.В. Факторы формирования мотивации профессионального роста педагога // Актуальные проблемы современной науки: сб. матер. IV Междунар. науч. -практ. конф.: в 3-х т. – 2015. – С. 351-354.
  3. Сергеева, Н.И., Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста / Н.И. Сергеева//[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://science-education. ru/ru/article/view? id=18933
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (369) выйдет
28 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год