О проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий |
Педагогика | |||
Автор: Галлямутдинова Аллена Алексеевна | |||
22.05.2025 19:19 | |||
А.А. Галлямутдинова Аннотация: В период дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает желание подражать старшим, дети испытывают радость и удовольствие от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем, ведь ребенок, пришедший сегодня в детский сад – это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, происходящих в нашей стране. Целью данной статьи является описание способов формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых посредством информационно-коммуникационных технологий. Ключевые слова:профессии,педагог, ребенок, труд, технологии.
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Однако в настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий остается слабо разработанной в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольниково людях разных профессий для их личностного развития. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Представления о профессиях дети получают от родителей, дедушек и бабушек, отдругихчленовсемьи, воспитателейисверстников, из собственных наблюдений, с помощью СМИ. Сначала внимание ребенка привлекают только внешние моменты. Последовательное знакомство дошкольниковструдомвзрослых врамках ближайшего окружения, азатеми за пределами дошкольного учреждения дает возможность сформировать у них представление о сущности и значимости трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом. Представления о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми. Знакомству с профессиями и с трудом взрослых людей, разъяснению его важности в жизни каждого человека, принадлежит особое значение во всестороннем развитии личности детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО среди задач социально- коммуникативного развития детей предусматривается усвоениенравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям. В работе дошкольного учреждения существуют свои трудности в реализации такого рода деятельности, поскольку дети не могут наблюдать за трудом взрослых в различных профессиях, находясь в детском саду. По этой причине следует искать средства по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий и с трудом взрослых, демонстрируя его социальную важность, содержание трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее эффективного воздействия труда взрослых на развитие образных представлений о нем. Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности формирования удетей старшего дошкольного возраста системности знаний о мире профессий, о труде взрослых, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др. В трудах В.С. Мухиной, Я.З. Неверович, Е.О. Смирновойобозначаются и описываются особенности детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют формировать у них достаточно полноценные представления о мире профессий. Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии. Они выступают как один из современных и интересных источников познания, обеспечивающих развитие личности дошкольников. Проблему внедрения информационно-коммуникационных технологийв дошкольном образовании рассматривали российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. По мнению Л.А. Алексеевой, использование ИКТ в дошкольном образовании является одним из приоритетов образования. Информационно- коммуникационные технологии расширяют кругозор ребенка, открываютему окружающий мир, раскрывают перед ним мир человеческих чувств. С помощью информационно-коммуникационных технологий у старших дошкольников формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей, о современных профессиях взрослых и др. Проведенный нами теоретический анализ в рамках магистерского диссертационного исследования по теме «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями» позволил отметить, что вотечественной педагогической науке проблема ознакомления старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями разработана недостаточно. Налицо противоречие между необходимостью знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром профессий современными средствами и отсутствием системной работы по использованию информационно- коммуникационных технологий, способствующей данному процессу. В связи с этим имеются объективные причины, обусловливающие необходимость конкретизации научного представления о структуре и содержании ознакомления старших дошкольников с миром профессий, о возможностях ознакомления старших дошкольников с миром профессий в системе дошкольного образования. Наше исследование имело целью теоретическое обоснование и практическую проверку комплекса мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями. Объект исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий. Предмет исследования: ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационными технологиями. Гипотеза исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий, будет эффективным, если: – Обоснованвыборинформационно-коммуникационныхтехнологийв ознакомлении старших дошкольников с миром профессий; – обогащена и расширена предметно-пространственная среда дидактическим материалом; – повысить интерес родителей к вопросуознакомления старших дошкольников с миром профессий. В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
Списоклитературы:
«Академиздат», 2006. –456с.
|