Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

О проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий
Педагогика
Автор: Галлямутдинова Аллена Алексеевна   
22.05.2025 19:19

О проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессийО проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий

А.А. Галлямутдинова

Аннотация: В период дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает желание подражать старшим, дети испытывают радость и удовольствие от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем, ведь ребенок, пришедший сегодня в детский сад – это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, происходящих в нашей стране.

Целью данной статьи является описание способов формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых посредством информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова:профессии,педагог, ребенок, труд, технологии.

 

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Однако в настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий остается слабо разработанной в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольниково людях разных профессий для их личностного развития. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Представления о профессиях дети получают от родителей, дедушек и бабушек, отдругихчленовсемьи, воспитателейисверстников, из

собственных наблюдений, с помощью СМИ. Сначала внимание ребенка привлекают только внешние моменты. Последовательное знакомство дошкольниковструдомвзрослых врамках ближайшего окружения, азатеми за пределами дошкольного учреждения дает возможность сформировать у них представление о сущности и значимости трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом. Представления о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми. Знакомству с профессиями и с трудом взрослых людей, разъяснению его важности в жизни каждого человека, принадлежит особое значение во всестороннем развитии личности детей.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО среди задач социально- коммуникативного развития детей предусматривается усвоениенравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям.

В работе дошкольного учреждения существуют свои трудности в реализации такого рода деятельности, поскольку дети не могут наблюдать за трудом взрослых в различных профессиях, находясь в детском саду. По этой причине следует искать средства по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий и с трудом взрослых, демонстрируя его социальную важность, содержание трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее эффективного воздействия труда взрослых на развитие образных представлений о нем.

Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности формирования удетей старшего дошкольного возраста системности знаний о мире профессий, о труде взрослых, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др.

В трудах В.С. Мухиной, Я.З. Неверович, Е.О. Смирновойобозначаются и описываются особенности детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют формировать у них достаточно полноценные представления о мире профессий.

Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии. Они выступают как один из современных и интересных источников познания, обеспечивающих развитие личности дошкольников.

Проблему внедрения информационно-коммуникационных технологийв дошкольном образовании рассматривали российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

По мнению Л.А. Алексеевой, использование ИКТ в дошкольном образовании является одним из приоритетов образования. Информационно- коммуникационные технологии расширяют кругозор ребенка, открываютему окружающий мир, раскрывают перед ним мир человеческих чувств. С помощью информационно-коммуникационных технологий у старших дошкольников формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей, о современных профессиях взрослых и др.

Проведенный нами теоретический анализ в рамках магистерского диссертационного исследования по теме «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями» позволил отметить, что вотечественной педагогической науке проблема ознакомления старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями разработана недостаточно. Налицо противоречие между необходимостью знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром профессий современными средствами и отсутствием системной работы по использованию информационно- коммуникационных технологий, способствующей данному процессу.

В связи с этим имеются объективные причины, обусловливающие необходимость конкретизации научного представления о структуре и содержании ознакомления старших дошкольников с миром профессий, о возможностях ознакомления старших дошкольников с миром профессий в системе дошкольного образования.

Наше исследование имело целью теоретическое обоснование и практическую проверку комплекса мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями.

Объект исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий.

Предмет исследования: ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационными технологиями.

Гипотеза исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий, будет эффективным, если:

– Обоснованвыборинформационно-коммуникационныхтехнологийв ознакомлении старших дошкольников с миром профессий;

– обогащена и расширена предметно-пространственная среда дидактическим материалом;

– повысить интерес родителей к вопросуознакомления старших дошкольников с миром профессий.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Раскрыть ознакомление с миром профессий как педагогическую проблему.
  2. Описать особенности ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
  3. Обосновать информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
  4. Провести диагностику уровня сформированности знаний старших дошкольников о мире профессий.
  5. Подготовить комплекс мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями.
  6. Выявить динамику уровней сформированности знаний старших дошкольников о мире профессий.

Списоклитературы:

  1. Абидаева, Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2015. – № 4. – С.12–14.
  2. Алексеева, Л.А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательной работы ДОУ / Л.А. Алексеева // Современные образовательные технологии в практической деятельности специалистов в условиях реализации ФГОС НОО И ФГТ в ДОУ. – 2013. – С. 6-8.
  3. Дудкевич, Т.В. Детская психология. Учебное пособие / Т.В. Дудкевич. – М.: Центр учебной литературы, 2012. – 424 с.
  4. Пониманская,Т. И. Дошкольнаяпедагогика: Учебноепособиедля студентов высших учебных заведений / Т.И. Пониманская. – М.:

«Академиздат», 2006. –456с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год