Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи — миф или реальность?! |
Педагогика | |||
Автор: Ежова Ирина Георгиевна | |||
24.05.2025 17:25 | |||
Около пятнадцати лет я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Работа с детьми требует от меня, как педагога быть внимательной к каждому ребёнку, учитывать индивидуальные физические, психические, речевые и интеллектуальные особенности детей с ОВЗ. Современные подходы к процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также увеличение количества детей с речевыми нарушениями заставляют искать новые формы взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и методов, включающие в содержание образования дошкольников поисковую деятельность, использование знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. И этим требованиям в полной мере соответствует метод проектов. Но стоит задуматься, а возможно ли в работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать метод проектов? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети даже больше остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с тяжёлыми нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, вести диалог, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Выбор темы, совместное планирование и детская инициатива в выборе разных видов деятельности, презентация проектов в большей степени способствует решению поставленных задач. Реализация проекта позволяет ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. В свободное время воспитатели инициируют разговор с детьми, с целью выявления их знаний по предполагаемой теме, используя специальную методику- «модель трёх вопросов». Результаты разговора фиксируются на стикерах и помещаются на специальный стенд в приёмной, где их видят родители и подключаются к реализации проекта. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнка и педагога в ходе проектной деятельности, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребёнка. В ходе совместного планирования идёт обсуждение, устанавливается партнерский стиль взаимоотношений, способствующий позитивному эмоциональному настрою всех участников проекта. Моя задача, как взрослого, создать такие условия пространственной предметно — развивающей среды и эмоционального фона, которые бы стимулировали инициативу, самостоятельность, развитие познавательной, творческой и речевой активности дошкольников. Заключительный этап каждого проекта – презентация. Именно на этот этап приходится наивысшая точка эмоционального накала. Форма итоговых мероприятий разнообразная, яркая, интересная. Это могут быть и выставки творческих работ, и викторины, и спортивные мероприятия, и музыкальные праздники. Самое главное на итоговом мероприятии продемонстрировать вклад и достижения каждого ребёнка. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Грамотное взаимодействие взрослых в ходе реализации проекта обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у дошкольников возможностей, способствует полноценному развитию личности.
|