Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи — миф или реальность?!
Педагогика
Автор: Ежова Ирина Георгиевна   
24.05.2025 17:25

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи — миф или реальность?!Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи — миф или реальность?!

Около пятнадцати лет я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Работа с детьми требует от меня, как педагога быть внимательной к каждому ребёнку, учитывать индивидуальные физические, психические, речевые и интеллектуальные особенности детей с ОВЗ. Современные подходы к процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также увеличение количества детей с речевыми нарушениями заставляют искать новые формы взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата.

В связи с этим, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и методов, включающие в содержание образования дошкольников поисковую деятельность, использование знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. И этим требованиям в полной мере соответствует метод проектов. Но стоит задуматься, а возможно ли в работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать метод проектов? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да!

Напротив, такие дети даже больше остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с тяжёлыми нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, вести диалог, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Выбор темы, совместное планирование и детская инициатива в выборе разных видов деятельности, презентация проектов в большей степени способствует решению поставленных задач. Реализация проекта позволяет ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

В свободное время воспитатели инициируют разговор с детьми, с целью выявления их знаний по предполагаемой теме, используя специальную методику- «модель трёх вопросов». Результаты разговора фиксируются на стикерах и помещаются на специальный стенд в приёмной, где их видят родители и подключаются к реализации проекта. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнка и педагога в ходе проектной деятельности, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребёнка. В ходе совместного планирования идёт обсуждение, устанавливается партнерский стиль взаимоотношений, способствующий позитивному эмоциональному настрою всех участников проекта. Моя задача, как взрослого, создать такие условия пространственной предметно — развивающей среды и эмоционального фона, которые бы стимулировали инициативу, самостоятельность, развитие познавательной, творческой и речевой активности дошкольников. Заключительный этап каждого проекта – презентация. Именно на этот этап приходится наивысшая точка эмоционального накала. Форма итоговых мероприятий разнообразная, яркая, интересная. Это могут быть и выставки творческих работ, и викторины, и спортивные мероприятия, и музыкальные праздники. Самое главное на итоговом мероприятии продемонстрировать вклад и достижения каждого ребёнка. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Грамотное взаимодействие взрослых в ходе реализации проекта обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у дошкольников возможностей, способствует полноценному развитию личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год