Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для педагогов «Нескучные игры»
Педагогика
Автор: Гребенкина Ирина Анатольевна   
06.10.2025 15:10

Семинар-практикум для педагогов «Нескучные игры»Семинар-практикум для педагогов «Нескучные игры»

Наше дошкольное учреждение МАДОУ «Детский сад» Колобок» го Рефтинский с 2023г. является региональной инновационной площадкой Свердловской области по направлению «Уральская инженерная школа» и успешно реализует свой проект «Будущие инженеры» с 2017г. Мы постоянно находимся в творческом поиске, выбирая наиболее результативные подходы для реализации проекта и гармоничного развития наших воспитанников. Представленный материал способствует активизации образовательного опыта педагогов для организации эффективного обучения и воспитания детей с помощью дидактических игр.

Цель: способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов в организации дидактических игр с дошкольниками.

Задачи:

  • Обобщить и уточнить знания, и опыт педагогов в организации дидактических игр с детьми разного дошкольного возраста.
  • Создать условия для проявления творческих способностей педагогов с игровой деятельности с детьми.
  • Воспитывать умение находить привлекательные образовательные ресурсы для работы с дошкольниками.

Оборудование: мультимедийная презентация «Нескучные игры», разнообразные коробочки, мешочки, корзиночки. Предметы в коробках (корзинках и пр.): мячики, кубики, экспандеры, геометрические фигуры, ленточки, детали разных конструкторов, муляжи овощей и фруктов, спортивные атрибуты и пр. Но, в каждом наборе совершенно разнородные предметы.

Ход мероприятия:

Приветствие.

Упражнение Ассоциация.

Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.

Я начну фразу, а вы, поймав игрушку-перевертыш, продолжите эту фразу. Кстати, с ее помощью, вы можете одновременно выразить отношение к своей ассоциации.

  1. Если педагог – это цвет, то какой?
  2. Если педагог – это зверь, то какой?
  3. Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
  4. Если педагог – это цветок, то какой?
  5. Если педагог – это настроение, то какое?
  6. Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
  7. Если педагог – это птица, то какая?
  8. Если педагог – это время года, то какое?
  9. Если педагог – это эмоция, то какая?
  10. Если педагог – это вид спорта, то какой?
  11. Если педагог – это песня, то какая?
  12. Если педагог – это цвет, то какой?
  13. Если педагог – это блюдо, то какое?
  14. Если педагог – это книга, то какая?
  15. Если педагог – это дерево, то какое?
  16. Если педагог – это игрушка, то какая?
  17. Если педагог – это фрукт, то какой?
  18. Если педагог – это картина, то какая?
  19. Если педагог – это танец, то какой?
  20. Если педагог – это мечта, то о чем?
  21. Если педагог – это ветер, то какой?
  22. Если педагог – это звезда, то какая?
  23. Если педагог – это игра, то какая? – этот вопрос должен быть завершающим.

Упражнение «Нескучная игра»

Цель: развитие творческих способностей,

Инструкция: Вы можете объединиться в группы по желанию и обоюдным симпатиям, желательно по 3-4 человека (плюс-минус один). Выберите одного представителя, которому предстоит взять для вас корзинку (коробку, мешочек) с заданием. А теперь общее задание для всех групп. Вы уже посмотрели в свои корзинки, мешочки, коробочки. Там лежат разные предметы. Вам предстоит придумать с этими предметами игру для дошкольников. Любую. Возраст – на ваше усмотрение, какой вам нравится. Можно даже ранний, но условия игры должны ему соответствовать. Самое главное, игра – должна быть нескучной! Время работы – 5 минут. По истечению этого времени каждая группа играет с нами (или с выбранными ею людьми) в эту игру.

После демонстрации игры участники и зрители определяют, была ли игра, действительно «нескучной» и если нет, то как можно ее «оживить». Потом делается вывод, к какому типу, виду игры ее можно отнести. После обсуждения всех игр, ведущий делает вывод, что для того, чтобы организовать интересную детям дидактическую игру совсем необязательно дорогостоящее оборудование. Играть можно абсолютно с любыми предметами, которые находятся вокруг. Чем необычнее и разнороднее выбор этих предметов, тем увлекательнее игра и ее условия.

Затем для педагогов проводится лекция-презентация «Нескучные игры» об особенностях современных дидактических игр.

Краткое содержание презентации

ФГОС и ФОП ДО рекомендуют реализацию основной образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры. Содержание игры зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в ее различных формах и видах. Наиболее результативными в образовательной деятельности являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как это одновременно: игровой метод обучения детей дошкольного возраста; форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство всестороннего воспитания личности ребенка. Основной особенностью дидактических игр является обучающая задача. Структурные компоненты дидактических игр: дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры (подведение итогов).

Для детей дидактическая обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей в соответствии с ФГОС и ФОП ДО, обязательно учитывает возрастные особенности детей и появляется как игровая задача самого ребенка. Может быть заложена в самом названии игры, например, «Назови форму предмета», «Закончи предложение», «Кто где живет» и т. п. Все правила в дидактической игре являются заданными и определяют, что и как необходимо делать ребенку, чтобы решить игровую задачу.

В связи с тем, что современные дошкольники отличаются высокой подвижностью и активностью рекомендуется чаще использовать в обучении подвижные игры, которые тоже могут быть дидактическими. В тих играх задачи физического развития решаются вместе с познавательными. Они могут быть: логическими, математическими, сенсорными, речевыми, экологическими и т.д.

После этого педагогам можно предложить придумать какую-нибудь «нескучную» дидактическую игру, которая способствует формированию предпосылок инженерного мышления и провести ее со своими воспитанниками.

Как можно определить, насколько интересной получилась игра, является ли она дидактической?

Критерии оценки качества дидактической игры

  1. Игра соответствует поставленной цели, методическим требованиям и возрасту детей.
  2. Выбранные технологии, формы, методы и приемы способствуют формированию предпосылок инженерного мышления.
  3. Учет «зоны ближайшего развития».
  4. Игра – «нескучная».
  5. Необычность, оригинальность представленной игры.
  6. Уровень проведения игры:

Высокий: включение всех детей в решение игровой задачи; дети получают удовольствие и удовлетворение от игры.

Средний: выявление знаний и умений детей в соответствии с целями игры; не всем детям интересна игра.

Низкий: организация взаимодействия с детьми без активизации познавательной деятельности; детям игра неинтересна.

В конце презентации приводится цитата одного из самых неунывающих персонажей, правда, далекого от педагогики – Мюнхаузена: «Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Все самые большие глупости делаются именно с серьёзным выражением лица» (цитата из фильма «Тот самый Мюнхаузен»).

В завершении семинара педагогам предлагается притча:

«По жаркой пустыне с огромным трудом уныло брел странник. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями. Однажды ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой человек: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву и вновь почувствовал облегчение. Таким образом, с помощью советов, случайно или неслучайно встреченных людей, бедный крестьянин избавился от всего, что мешало ему идти вперед. Свободный, от обременявших его тяжестей, он весело продолжил свой путь в вечерней прохладе и достаточно быстро дошел до нужного ему места».

Как вы думаете, о чем эта притча? (ответы педагогов). А я думаю, что так и мы порой, тащим на себе совершенно неподъемный, а главное совсем ненужный груз, сами не зная зачем. Это могут быть наши страхи и предрассудки, никому уже давно ненужные обязательства, устаревшие нормы и правила, и еще очень многое, что мешает легко и быстро двигаться дальше. За многотомными инструкциями и огромным списком обязанностей мы иногда забываем о самом главном – мы работаем с маленькими детьми, для которых самым важным является игра – веселая и непринужденная. Предлагаю вспомнить об этом и посвятить этот год самым интересным играм со своими воспитанниками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год