ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: И.С. Шелехова, С.А. Мусихина, Л.С. Дмитриевских | |||
06.10.2025 13:23 | |||
И.С. Шелехова, С.А. Мусихина, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган Аннотация: В данной статье рассматривается важность практического применения инклюзивного образования в ДОУ. Выявлена взаимосвязь применения нейропсихологических подходов и развития психических процессов работы головного мозга. Ключевые слова: инклюзивное образование, нейроигра Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].
Нейроигра ‒ специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов[3]. Список литературы
Несмотря на то, что инклюзивное образование в нашей стране внедряется уже с80-х годов прошлого века, проблема его "включения" в общеобразовательный процесс очень актуальна и сегодня. Согласно статистике, в нашей стране проживает более полутора миллионов детей с ограниченными возможностямиздоровья, значительное число из них — инвалиды. По данным Министерства здравоохранения за последние пять лет количество детей — инвалидов увеличилосьна треть (со 150 детей на 100000 населения до 206). О росте числа детей с ОВЗ также свидетельствует статистика Росстата: если в 2010 году количество детей с ОВЗ составляло 1200000 (7, 5% от общего числа детей в России), то к 2023 году количество детей составляло уже более полутора миллионов (9, 3% от общего числа детей). А по последним данным количество таких детей уже достигло двух миллионов. Для обеспечения достойной жизни и образования детей с ОВЗ наше государство принимает меры по созданию специализированных учреждений и школ, а также предоставляет необходимую социальную поддержку и медицинское обслуживание[1]. Однако, несмотря на усилия и прогресс в данной области, проблемы инклюзии, как уже писалось выше, остаются актуальными. Безусловно необходимы дальнейшие меры по реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать свой потенциал и жить полноценной жизнью. Что мешает "включенному образованию" включиться в общий образовательный процесс? Причин можно назвать много, но основными окажутся недостаток специалистов и неразвитая инфраструктура. В связи с этим теряется возможность в полном удовлетворении потребностей детей с ОВЗ, особенно детей с серьезными заболеваниями, такими как органические поражения ЦНС или с синдромом задержки психического развития. Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию. И исходя из аксиомы, что всё дошкольное детство это игра, и все обучающие процессы также должны быть преимущественно игровыми, нужно тщательно подбирать такие игры и игровые приемы, которые помогут нам скорректировать недостатки ребенка, через несложные игры помогут решить важные педагогические задачи. Детям с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья на помощь приходят нейроигры — специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. В простой, увлекательной игровой форме ребёнок развивает концентрацию внимания, память, речь, мышление, работоспособность, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве[3]. В настоящее время всё чаще специалисты стараются внедрять нейроигры в коррекционную работу. Такие игры можно применять не только для коррекции и развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. Начинаются такие игры с двигательных упражнений. Потому что в движении участвует большая часть мозга. И мы, с помощью таких упражнений можем сделать так, чтобы мозг работал правильно. Ещё несколько десятилетий назад в подобные игры дети играли в каждом дворе. И задержки развития частично компенсировались, либо совсем нивелировались такими дворовыми играми. "Казаки-разбойники", "Штандер", "резиночка", "классики", "просто-хлопок", "пятнашки", "выше ноги от земли", "жмурки", "светофор", "цепи-цепи кованые", "вышибалы", "тише едешь — дальше будешь" — практически все дворовые игры были направлены на формирование высших психических функций ребенка. В настоящее время либо дети лишены этого совсем, либо такая сенсомоторная нагрузка у них существенно снизилась. К чему это привело? Недостаток в обычных подвижных играх приводит к снижению работоспособности мозга в целом. Дети не могут сконцентрироваться, легко отвлекаются. Возникает моторная неловкость — дети не способны скоординировать собственное тело. Возникают проблемы с засыпанием. Что же делать? Всё просто и вместе с тем сложно. Нужно вернуть нашим детям игры. Не в компьютере, телефоне, планшете, а обычные дворовые игры. "Резиночки" развивают у детей ловкость, межполушарное взаимодействие, крупную моторику, динамические моторные функции, что важно, например для красивого подчерка. "Вышибалы" развивают концентрацию внимания и ловкость. "Классики", "Картошка" — развивают межполушарное взаимодействие, динамические моторные функции, внимание, ловкость. "Колечко" (командная игра в слова) — развивает аналитическое мышление, концентрацию внимания. "Да/нет не говорить" развивает аналитическое мышление, концентрацию внимания, построение фразы, речевые функции[3]. Отсутствие игр в жизни детей лишает возможности самостоятельной компенсации в случае проблемы, о которой родители могут не подозревать до определенного времени. Задача дошкольного образовательного учреждения создать условия для всестороннего развития ребенка. И включение нейропсихологических игр в образовательную деятельность безусловно огромное подспорье в решении многих проблем. Они помогают детям с ОВЗ почувствовать себя успешными, укрепить их здоровье и предупредить появление вторичных нарушений физического и психического развития, создают условия для обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. И конечно же для решения этих задач нужна не единовременная помощь, не одномоментная игра, а долговременная поддержка детей, в основе которой должна находиться четкая организация и слаженная работа целого коллектива специалистов.
|