Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Педагогика
Автор: И.С. Шелехова, С.А. Мусихина, Л.С. Дмитриевских   
06.10.2025 13:23

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ДОУПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ ДОУ

И.С. Шелехова, С.А. Мусихина, Л.С. Дмитриевских

Курганский государственный университет, Курган

Аннотация: В данной статье рассматривается важность практического применения инклюзивного образования в ДОУ. Выявлена взаимосвязь применения нейропсихологических подходов и развития психических процессов работы головного мозга.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нейроигра

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

 

Нейроигра ‒ специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов[3].

Список литературы

  1. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г.N273 — ФЗ// Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — М.: Просвещение, 2012
  2. Кац, А.М. Инклюзивное образование: комментарии к закону об образовании/ А.М. Кац// Народное образование. — 2014. — №5
  3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: Аркти, 2008. — 60 с.

Несмотря на то, что инклюзивное образование в нашей стране внедряется уже с80-х годов прошлого века, проблема его "включения" в общеобразовательный процесс очень актуальна и сегодня.

Согласно статистике, в нашей стране проживает более полутора миллионов детей с ограниченными возможностямиздоровья, значительное число из них — инвалиды.

По данным Министерства здравоохранения за последние пять лет количество детей — инвалидов увеличилосьна треть (со 150 детей на 100000 населения до 206). О росте числа детей с ОВЗ также свидетельствует статистика Росстата: если в 2010 году количество детей с ОВЗ составляло 1200000 (7, 5% от общего числа детей в России), то к 2023 году количество детей составляло уже более полутора миллионов (9, 3% от общего числа детей). А по последним данным количество таких детей уже достигло двух миллионов.

Для обеспечения достойной жизни и образования детей с ОВЗ наше государство принимает меры по созданию специализированных учреждений и школ, а также предоставляет необходимую социальную поддержку и медицинское обслуживание[1].

Однако, несмотря на усилия и прогресс в данной области, проблемы инклюзии, как уже писалось выше, остаются актуальными.

Безусловно необходимы дальнейшие меры по реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать свой потенциал и жить полноценной жизнью.

Что мешает "включенному образованию" включиться в общий образовательный процесс? Причин можно назвать много, но основными окажутся недостаток специалистов и неразвитая инфраструктура. В связи с этим теряется возможность в полном удовлетворении потребностей детей с ОВЗ, особенно детей с серьезными заболеваниями, такими как органические поражения ЦНС или с синдромом задержки психического развития.

Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

И исходя из аксиомы, что всё дошкольное детство это игра, и все обучающие процессы также должны быть преимущественно игровыми, нужно тщательно подбирать такие игры и игровые приемы, которые помогут нам скорректировать недостатки ребенка, через несложные игры помогут решить важные педагогические задачи.

Детям с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья на помощь приходят нейроигры — специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. В простой, увлекательной игровой форме ребёнок развивает концентрацию внимания, память, речь, мышление, работоспособность, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве[3].

В настоящее время всё чаще специалисты стараются внедрять нейроигры в коррекционную работу.

Такие игры можно применять не только для коррекции и развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности.

Начинаются такие игры с двигательных упражнений. Потому что в движении участвует большая часть мозга. И мы, с помощью таких упражнений можем сделать так, чтобы мозг работал правильно.

Ещё несколько десятилетий назад в подобные игры дети играли в каждом дворе. И задержки развития частично компенсировались, либо совсем нивелировались такими дворовыми играми. "Казаки-разбойники", "Штандер", "резиночка", "классики", "просто-хлопок", "пятнашки", "выше ноги от земли", "жмурки", "светофор", "цепи-цепи кованые", "вышибалы", "тише едешь — дальше будешь" — практически все дворовые игры были направлены на формирование высших психических функций ребенка. В настоящее время либо дети лишены этого совсем, либо такая сенсомоторная нагрузка у них существенно снизилась.

К чему это привело? Недостаток в обычных подвижных играх приводит к снижению работоспособности мозга в целом. Дети не могут сконцентрироваться, легко отвлекаются. Возникает моторная неловкость — дети не способны скоординировать собственное тело. Возникают проблемы с засыпанием.

Что же делать? Всё просто и вместе с тем сложно. Нужно вернуть нашим детям игры. Не в компьютере, телефоне, планшете, а обычные дворовые игры. "Резиночки" развивают у детей ловкость, межполушарное взаимодействие, крупную моторику, динамические моторные функции, что важно, например для красивого подчерка. "Вышибалы" развивают концентрацию внимания и ловкость. "Классики", "Картошка" — развивают межполушарное взаимодействие, динамические моторные функции, внимание, ловкость. "Колечко" (командная игра в слова) — развивает аналитическое мышление, концентрацию внимания. "Да/нет не говорить" развивает аналитическое мышление, концентрацию внимания, построение фразы, речевые функции[3].

Отсутствие игр в жизни детей лишает возможности самостоятельной компенсации в случае проблемы, о которой родители могут не подозревать до определенного времени.

Задача дошкольного образовательного учреждения создать условия для всестороннего развития ребенка. И включение нейропсихологических игр в образовательную деятельность безусловно огромное подспорье в решении многих проблем. Они помогают детям с ОВЗ почувствовать себя успешными, укрепить их здоровье и предупредить появление вторичных нарушений физического и психического развития, создают условия для обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

И конечно же для решения этих задач нужна не единовременная помощь, не одномоментная игра, а долговременная поддержка детей, в основе которой должна находиться четкая организация и слаженная работа целого коллектива специалистов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год