«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Ступина Елена Михайловна | |||
10.10.2025 07:20 | |||
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 40 с. Большое Мокрое» Кстовский муниципальный округ, Нижегородская область Ступина Елена Михайловна Развитие детского сенсорного развития детей в наше время является актуальной проблемой. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики сенсорного воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В нашей стране известные педагоги и психологи, такие как Л.А. Венгер, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонарев и другие, большое внимание уделяли проблеме сенсорного развития, восприятия цвета детьми. Они пришли к выводу, что использование на занятиях и в совместной деятельности цветовых и «сенсорных эталонов» имели огромное значение не только для развития цвето — различительных функций, но и для формирования абстрактно — образного мышления детей. Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др. Сенсорное воспитание включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета — не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Знакомство с цветом, формой, величиной помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. В зарубежной и отечественной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований: Е.А. Аркин, Н.И. Красногорский решали проблему возникновения цветового зрения и определили периоды восприятия цвета детьми. Цвет, форма как свойство предмета и явления познаётся детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи Венгер Д. А, Запорожец А. В., Мелик — Пашаев А. А., Мухина В. С. и др.), искусствоведы (Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др.), педагоги (Езикеева В. А., Комарова Т. С., Казакова Т. Г., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель, Пилюгина Э. Г., Сакулина Н. П., Флерина Е. А., Ремезова Л. А. и др. Цвет наиболее доступное средство образной выразительности для восприятия дошкольника в изобразительной деятельности. Чувство цвета — не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Главным условием полноценного сенсорного воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей является включение ребенка в различные виды деятельности, которые основаны на материале дидактических игр. В последнее время повышено внимание к проблемам теории и практики сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание для дошкольников является неотъемлемой частью духовного мира, нравственного облика, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества, творческого мышления современного человека и художественных способностей. У детей дошкольного возраста способствует развитию эстетических потребностей, вкусов, взглядов, отношений к окружающей действительности и миру искусства, красоты, художественного творчества. Сенсорное развитие согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Также, согласно ОП ДО, позволяет обеспечить разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Сенсорика является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний художественного восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Играя в дидактические игры, ребенок развивает определенные способности: чувство цвета, зрительную оценку формы, ориентировку, развивается координация глаза и руки. Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Важную роль сенсорного воспитания детей отмечали Учёные в области дошкольной педагогики справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Однако на практике возникают проблемы:
На основе всего выше сказанного была выявлена проблема данного исследования, заключающаяся в необходимости разработки специальной педагогической системы, способствующей сенсорному развитию чувства цвета у детей, формы, величины.
|