Использование наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Воронова К.И. Иванова К.В. | |||
15.10.2025 12:34 | |||
Аннотация: Данная статья посвящена использованию наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников. Раскрывается содержание основных понятий в рамках текущего исследования, значимость наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников. На сегодняшний день уделяется особое внимание творческой составляющей ребенка. Многие исследователи говорят о том, что творческий человек имеет креативное мышление, иной склад ума, может легко усваивать теоретические знания. В связи с этим возникает необходимость поиска методов и технологий, которые способствовали бы развитию данного качества. Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [4].
Современная система дошкольного и начального образования ориентирована на развитие личности ребенка через активные формы познавательной деятельности. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на стимулирование интереса к обучению, является использование наглядных материалов и элементов сказкотерапии. Эти методы позволяют не только формировать познавательные умения, но и развивать эмоциональную сферу, воображение и коммуникативные навыки. Наглядность в обучении является важнейшим дидактическим принципом, обеспечивающим прочность и осознанность усвоения знаний. По мнению отечественных педагогов и психологов, ребенок мыслит конкретно-образно, поэтому визуальная поддержка учебного процесса способствует активизации внимания и памяти. Использование иллюстраций, схем, карточек, макетов, видеоматериалов и предметов-заместителей помогает детям переходить от восприятия к пониманию, а затем к самостоятельному осмыслению материала [1]. Особое значение наглядность приобретает при знакомстве с новыми понятиями, когда ребенку необходимо опереться на конкретный образ, чтобы сформировать представление о явлении. В педагогической практике наглядные материалы выполняют информационную, мотивационную, развивающую и коммуникативную функции. Они делают учебный процесс интересным, помогают поддерживать внимание и усиливают эмоциональную вовлеченность детей. Сказкотерапия, в свою очередь, представляет собой метод психолого-педагогического воздействия через художественное слово и сюжет. Применение сказкотерапии рассмотрели исследования в области сказкотерапии И.В. Вачков, А.Н. Веселовский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева, В.Я. Пропп, М.-Л. Франц. Также педагог-психолог высшей квалификации С.В. Макушкина, создатель авторских парциальных программ для детей младшего и среднего дошкольного возраста, рассматривает сказкотерапию как действенный способ развития социального и эмоционального интеллекта ребенка[3]. Сказка для ребенка — не просто история, а форма осмысления окружающего мира. Через образы, символы и действия героев дети учатся различать добро и зло, анализировать поступки, делать выводы. В процессе сказкотерапии педагог решает задачи познавательного развития: формирует воображение и образное мышление, развивает речь, помогает устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую последовательность событий. Практическая значимость сказкотерапии заключается в том, что ребенок усваивает знания в эмоционально комфортной обстановке [6]. Например, при изучении природных явлений можно использовать авторские сказки о животных, природных силах или временах года. Дети активно включаются в обсуждение, предлагают собственные варианты развития сюжета, что способствует их творческому и познавательному росту. Совмещение наглядных материалов и сказкотерапии усиливает эффект восприятия и закрепления знаний. Остановимся на значимости наглядных средств в рамках развития познавательного развития дошкольников. Наглядные средства помогают конкретизировать сюжет сказки, а сама сказка придает визуальному материалу эмоциональный контекст. Так, при знакомстве с темой «Мир растений» педагог может предложить детям сказку о том, как семечко превратилось в дерево, сопровождая рассказ иллюстрациями, карточками и макетом дерева. Дети наблюдают процесс, рассуждают, отвечают на вопросы и в игровой форме осваивают новые знания. Эффективной формой работы становится создание детьми собственных сказок с использованием рисунков, аппликаций и коллажей. Это активизирует познавательную деятельность, развивает речь, воображение и самостоятельность. Таким образом, использование наглядных материалов и сказкотерапии представляет собой интегративный подход к познавательному развитию детей. Он сочетает рациональное и эмоциональное, конкретное и образное, что соответствует особенностям детского мышления. Такая организация образовательного процесса повышает мотивацию к обучению, укрепляет познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Педагог, владеющий приемами визуализации и сказкотерапии, помогает формированию гармоничной личности ребенка, способной не только воспринимать информацию, но и осмысленно применять ее в повседневной жизни. Список использованных источников:
|