Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников
Педагогика
Автор: Воронова К.И. Иванова К.В.   
15.10.2025 12:34

Использование наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольниковИспользование наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников

  • Воронова К.И.
  • Иванова К.В.

Аннотация: Данная статья посвящена использованию наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников. Раскрывается содержание основных понятий в рамках текущего исследования, значимость наглядных материалов и сказкотерапии для познавательного развития дошкольников.

На сегодняшний день уделяется особое внимание творческой составляющей ребенка. Многие исследователи говорят о том, что творческий человек имеет креативное мышление, иной склад ума, может легко усваивать теоретические знания. В связи с этим возникает необходимость поиска методов и технологий, которые способствовали бы развитию данного качества.

Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [4].

 

Современная система дошкольного и начального образования ориентирована на развитие личности ребенка через активные формы познавательной деятельности. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на стимулирование интереса к обучению, является использование наглядных материалов и элементов сказкотерапии. Эти методы позволяют не только формировать познавательные умения, но и развивать эмоциональную сферу, воображение и коммуникативные навыки. Наглядность в обучении является важнейшим дидактическим принципом, обеспечивающим прочность и осознанность усвоения знаний.

По мнению отечественных педагогов и психологов, ребенок мыслит конкретно-образно, поэтому визуальная поддержка учебного процесса способствует активизации внимания и памяти. Использование иллюстраций, схем, карточек, макетов, видеоматериалов и предметов-заместителей помогает детям переходить от восприятия к пониманию, а затем к самостоятельному осмыслению материала [1]. Особое значение наглядность приобретает при знакомстве с новыми понятиями, когда ребенку необходимо опереться на конкретный образ, чтобы сформировать представление о явлении. В педагогической практике наглядные материалы выполняют информационную, мотивационную, развивающую и коммуникативную функции. Они делают учебный процесс интересным, помогают поддерживать внимание и усиливают эмоциональную вовлеченность детей. Сказкотерапия, в свою очередь, представляет собой метод психолого-педагогического воздействия через художественное слово и сюжет.

Применение сказкотерапии рассмотрели исследования в области сказкотерапии И.В. Вачков, А.Н. Веселовский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева, В.Я. Пропп, М.-Л. Франц. Также педагог-психолог высшей квалификации С.В. Макушкина, создатель авторских парциальных программ для детей младшего и среднего дошкольного возраста, рассматривает сказкотерапию как действенный способ развития социального и эмоционального интеллекта ребенка[3].

Сказка для ребенка — не просто история, а форма осмысления окружающего мира. Через образы, символы и действия героев дети учатся различать добро и зло, анализировать поступки, делать выводы. В процессе сказкотерапии педагог решает задачи познавательного развития: формирует воображение и образное мышление, развивает речь, помогает устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую последовательность событий. Практическая значимость сказкотерапии заключается в том, что ребенок усваивает знания в эмоционально комфортной обстановке [6]. Например, при изучении природных явлений можно использовать авторские сказки о животных, природных силах или временах года. Дети активно включаются в обсуждение, предлагают собственные варианты развития сюжета, что способствует их творческому и познавательному росту. Совмещение наглядных материалов и сказкотерапии усиливает эффект восприятия и закрепления знаний.

Остановимся на значимости наглядных средств в рамках развития познавательного развития дошкольников. Наглядные средства помогают конкретизировать сюжет сказки, а сама сказка придает визуальному материалу эмоциональный контекст. Так, при знакомстве с темой «Мир растений» педагог может предложить детям сказку о том, как семечко превратилось в дерево, сопровождая рассказ иллюстрациями, карточками и макетом дерева. Дети наблюдают процесс, рассуждают, отвечают на вопросы и в игровой форме осваивают новые знания. Эффективной формой работы становится создание детьми собственных сказок с использованием рисунков, аппликаций и коллажей. Это активизирует познавательную деятельность, развивает речь, воображение и самостоятельность.

Таким образом, использование наглядных материалов и сказкотерапии представляет собой интегративный подход к познавательному развитию детей. Он сочетает рациональное и эмоциональное, конкретное и образное, что соответствует особенностям детского мышления. Такая организация образовательного процесса повышает мотивацию к обучению, укрепляет познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Педагог, владеющий приемами визуализации и сказкотерапии, помогает формированию гармоничной личности ребенка, способной не только воспринимать информацию, но и осмысленно применять ее в повседневной жизни.

Список использованных источников:

  1. Особенности организации и содержание образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников: Методические рекомендации / Авт. -сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 70 с.
  2. Румянцева, Н. В. Сущность понятия «познавательное развитие» / Н. В. Румянцева // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 418-421
  3. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / С. В. Макушкина; под редакцией кандидата педагогических наук Л. С. Вакуленко и кандидата педагогических наук О. М. Вотиновой. — Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, cop. 2017. — 223 с.
  4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: pravobraz. ru›federalnyjdoshkolnogo-obrazovaniya/
  5. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников: учеб. -метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения / В.В. Щетинина. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 108 с.
  6. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год